Kniga Nr1052

2 Barker E. Watching for Violence. A Comparative Analysis of the Roles of Five Types of Cult-Watching Groups // A paper presented at The 2001 International Conference «The Spiritual Supermarket: Religious Pluralism in the 21st Century» 19-22 April, 2001. S. 1-18.

4

развития человека. Во втором случае это представители политических партий, критикующие секты за их несоответствие основным положениям их идеологии. Сравнительный критический текстовый анализ лежит в основе методологии противокульта. Главная его цель состоит в предохранении последователей своей организации от чужеродных влияний и ухода в иные религиозные и политические группы. Соответственно основная аудитория, на которую направлены работы этой школы, включает в себя членов и адептов той религии или идеологии, с позиций которых ведется критика НРД.

Противокультовая школа стоит у истоков сектоведения и уходит своими корнями в древнюю христианскую апологетику. Формирование методов противокультовой школы можно проследить со св. Иринея Лионского, в 180-189 гг. н. э. написавшего книгу «Против всех ересей».

В зависимости от величины объема объекта критики эту школу можно разделить на три основные направления:

а) консервативный противокулът — осуществляет тотальную критику как всех НРД и традиционных религий мира, так и многих «еретических» течений в рамках собственной религиозной организации или политической партии;

б) умеренный противокулът — критикует исключительно НРД и допускает возможность мирного сосуществования с традиционными религиями мира;

в) либеральный противокулът — критикует только некоторые особо опасные секты и культы и постулирует необходимость мирного сосуществования с мировыми религиями.

Можно говорить о существовании не только православного, католического и протестантского противокульта, но также о мусульманской, индуистской, иудаистской, буддийской и других его разновидностях. К православному противокульту относятся дьякон Андрей Кураев, о. Серафим Роуз, о. Владимир Федоров, архим. Рафаил Карелин и др.

II. Антикультовая школа (от англ. anti-cult), сектоведения ставит главной своей задачей борьбу с сектами и нивелирование их влияния на окружающее общество. Основным способом борьбы является создание отрицательного имиджа НРД в обществе посредством выявления негативной информации об их методах и формах работы со своими последователями, раскрытия материалов, так или иначе их компрометирующих. В качестве одного из основных источников информации о сектах выступают ретроспективные свидетельствования бывших членов сект и людей,

5