Kniga Nr1052

а) степени вовлеченности адептов в деятельность НРД, I Считается, что чем большее участие последователи принимают в жизни группы, с тем большей оппозицией со стороны общества НРД будет сталкиваться. Еженедельное разовое посещение служений группы может остаться незамеченным, но полный уход в НРД с оставлением учебы, работы и разрывом всех прежних социальных связей однозначно вызовет целый ряд серьезных проблем и конфликтных ситуаций;

б) демографическим характеристикам адептов. Предполагается, что развитие группы тормозит сильное преобладание в ней женщин, молодежи и людей пожилого возраста. В первом случае ввиду более низкого статуса женщин в обществе все движение в целом будет пользоваться более низким статусом. Так, например, некоторые исследователи связывают остановку роста и последующий упадок Христианской Науки именно с этой причиной76. В случае с преобладанием молодежи, НРД получает целый ряд серьезных проблем, так как активность молодежи при работе на благо группы не компенсирует высокий уровень ее неподконтрольности и изменчивости. С молодежью нужно постоянно работать ради сохранения ее членства, что далеко не всегда отвечает стратегическим интересам НРД77. Наконец, секты и культы могут просто «состариться». История знает примеры, когда в НРД остаются лишь пожилые члены, не имеющие в себе желания, силы и энергии для сохранения и развития группы;

в) социальному статусу адептов. Низкий социальный статус, слабая материальная обеспеченность, неудовлетворенность членов НРД своим положением в социуме будут способствовать входу людей в секты и культы и поддержанию высокого уровня напряжения между группой и окружающим ее обществом78.

7bW6hr U. Frauen und Neue Religionen. Die Religionsgriinderinnen Nakayama Miki und Deguchi Nao. Wien : Institut fur Japanologie, 1989. S. 72—126.

7SStark R, Bainbridge W. S. The Future of Religion. Secularization, Revival and

Cult Formation. Berkeley : University of California Press, 1985. S. 416—417.

77Мартынович В. А. Секты и молодежь // Ступени. № 2(10), 2003. С. 40—41. 78Stark R., Bainbridge W. S. The Future of Religion. Secularization, Revival and Cult Formation. Berkeley : University of California Press, 1986.S. 150—164.

58

Достижение материального благосостояния и преуспевания в устройстве одного из слоев внутренней структуры НРД, неизменно ведет к всесторонней редукции напряжения. Дополнительным фактором редуцирующим напряжение группы с внешним миром, является увеличение восходящей мобильности членов НРД в границах социальной структуры общества79.

Ученые выделяют также целый ряд других внутренних и внешних факторов, которые в той или иной степени влияют на развитие НРД (например, особенности рекрутирования новых членов, степень контроля над последователями и новыми «откровениями» в группе и т. д.). При этом подчеркивается все же первостепенная значимость для развития группы индивидуальных факторов, отражающих ситуацию с конкретным НРД.

Кризисы развития НРД. Особый акцент в сектоведении ставится на анализе кризисных ситуаций и причин распада НРД. Можно сказать, что основание и поддержание секты или культа на плаву является сложнейшим и полным из серьезнейших проблем мероприятием. Из многих сотен возникающих НРД лишь единицам удается выйти на международный уровень и просуществовать хотя бы 10—15 лет. Соответственно об НРД, как о состоявшемся и преуспевающем, можно говорить, если ему удается выжить более 20—30 лет. Большинство сект и культов постоянно пребывает в состоянии зарождения и распада не выживая более 3—5 лет. Поэтому ученых интересуют не только и не столько редкие случаи успеха НРД, сколько истоки их недолговечности и некоторой проблематичности. Весь спектр основных внутренних и внешних проблем и кризисных ситуаций, с которыми сталкивается НРД, можно кратко представить следующим образом.