Kniga Nr1052

С другой стороны, это всестороннее «обмирщение» НРД, угасание и институализация в нем изначальной харизматической составляющей, потеря им претензий на собственную уникальность и абсолютность. В этом случае группа может пытаться получить в обществе более высокий статус деноминации или даже церкви. Однако в глазах настоящих и потенциальных последователей она превратится в одну из многих ей подобных официально признаваемых организаций и потеряет при этом моральное и психологическое право претендовать на место первой, единственной и неповторимой религиозной группы такого рода.

НРД очень сложно поддерживать умеренное напряжение с окружающей его социокультурной средой, так как практически все внутренние и внешние факторы, так или иначе, оказывают влияние на этот баланс и соответственно на вероятность скатывания группы в ту или иную крайность. Иначе говоря, секты и культы в принципе не могут контролировать большую часть факторов, напрямую влияющих на их выживание. Соответственно НРД гораздо более, чем им этого хотелось бы, уязвимы перед лицом государства, общества и иных религиозных организаций. Однако эта реальная слабость сект и культов ими самими, как правило, не осознается. Большинство НРД наполнены чувством собственной силы и могущества, что, во-первых, не редко приводит в замешательство их оппонентов, начинающих также представлять НРД в качестве серьезных, опасных и всесильных организаций; во-вторых, подвигает сами секты и культы к совершению в состоянии переживания своей мнимой силы совершенно абсурдных актов. В этом смысле показательны погромы сельской власти, совершенные последователями оомото, главным образом женщинами пожилого возраста, а также их искреннее

57

желание помериться силой в открытой битве с регулярной армией Японии, и все ради стремления запретить любой ценой сделать прививку от оспы внучке основательницы оомото .

• Характеристики членства в группе. При анализе влияния членства в НРД на его развитие главное внимание уделяется:

а) степени вовлеченности адептов в деятельность НРД, I Считается, что чем большее участие последователи принимают в жизни группы, с тем большей оппозицией со стороны общества НРД будет сталкиваться. Еженедельное разовое посещение служений группы может остаться незамеченным, но полный уход в НРД с оставлением учебы, работы и разрывом всех прежних социальных связей однозначно вызовет целый ряд серьезных проблем и конфликтных ситуаций;

б) демографическим характеристикам адептов. Предполагается, что развитие группы тормозит сильное преобладание в ней женщин, молодежи и людей пожилого возраста. В первом случае ввиду более низкого статуса женщин в обществе все движение в целом будет пользоваться более низким статусом. Так, например, некоторые исследователи связывают остановку роста и последующий упадок Христианской Науки именно с этой причиной76. В случае с преобладанием молодежи, НРД получает целый ряд серьезных проблем, так как активность молодежи при работе на благо группы не компенсирует высокий уровень ее неподконтрольности и изменчивости. С молодежью нужно постоянно работать ради сохранения ее членства, что далеко не всегда отвечает стратегическим интересам НРД77. Наконец, секты и культы могут просто «состариться». История знает примеры, когда в НРД остаются лишь пожилые члены, не имеющие в себе желания, силы и энергии для сохранения и развития группы;

в) социальному статусу адептов. Низкий социальный статус, слабая материальная обеспеченность, неудовлетворенность членов НРД своим положением в социуме будут способствовать входу людей в секты и культы и поддержанию высокого уровня напряжения между группой и окружающим ее обществом78.

7bW6hr U. Frauen und Neue Religionen. Die Religionsgriinderinnen Nakayama Miki und Deguchi Nao. Wien : Institut fur Japanologie, 1989. S. 72—126.

7SStark R, Bainbridge W. S. The Future of Religion. Secularization, Revival and

Cult Formation. Berkeley : University of California Press, 1985. S. 416—417.