Kniga Nr1052

а) активность членства. Наибольшую активность адепты НРД проявляют на ранних стадиях его зарождения и на начальных этапах своего прихода в группу. Впоследствии первоначальный задор, энергия и целеустремленность если не внешне, то, по крайней мере, внутренне угасают. Группа вынуждена постоянно искать способы поддержания активной заинтересованной вовлеченности последователей в ее насущных проблемах, так как пассивные члены являются скорее балластом для развития группы. Уклоняясь от активной работы и пренебрежительно относясь к своим обязанностям, они разлагающе влияют на других членов;

б) проблемы мотивации. Далеко не всегда люди, входящие в НРД, делают это ради служения идеалам группы и еще реже адепты, ради этих идеалов пришедшие, сохраняют свою изначальную мотивацию в течение всего времени пребывания в организации. Мотивы и цели пребывания в НРД периодически меняются. Если они не соответствуют групповым, адепты начинают использовать свое пребывание в НРД самыми разнообразными способами в своих собственных интересах, что неизбежно ведет к кризисной ситуации всей группы в целом;

в) демографические характеристики членства. Сильное преобладание в группе людей пожилого возраста, женщин и молодежи негативно влияет на ее развитие80.

80См. выше характеристики членства в группе (пункт б).

60

Ш. Внешняя оппозиция:

а) религиозная оппозиция. В современном мире все НРД вынуждены сосуществовать с десятками подобных им организаций, преследующих схожие цели и использующие одинаковые средства для достижения этих целей. НРД в современном мире работают в условиях жесткой конкуренции друг с другом. Нередки случаи, когда новые, пользующиеся «спросом» вероучения одних культов, мгновенно «заимствуются» другими культами, что становится причиной так называемых внутри-сектантских скандалов и разбирательств. Именно поэтому своими самыми серьезными оппонентами НРД считают не традиционные религии мира, а либо секты, отколовшиеся от них самих, либо другие НРД, наиболее точно отражающие их вероучение при сохранении полной структурной автономии. Классическими примерами такого противостояния «родственных» НРД друг с другом является полемика саентологии со свободной зоной, кришнаитов с ритвиками, разных групп мормонов между собой и т. д.;

б) светская оппозиция. За свое выживание секты и культы вынуждены бороться не только с иными религиозными организациями, но также и с объединениями, ничего общего с религией не имеющими. Последние, не имея ничего против НРД, могут тем не менее видеть в нем конкурента в хозяйственных, экономических, социальных и других областях. Так, покупка участка земли под строительство культового здания, снятие Дома культуры для проведения в нем служений НРД, получение разрешения на телеэфир и т. д. может быть значительно затруднено из-за светских претендентов на эти же места либо из-за совершенно нейтрального по отношению к НРД законодательства о покупке земли или порядке аренды помещений культурно-развлекательного комплекса;

в) естественные кризисы,. История знает примеры, когда секты и культы распадались в результате естественных кризисов: наводнений, эпидемий, пожаров и т. д., разрушавших их до практически не восстановимого состояния81. Это касается в первую очередь утопических культов, концентрирующих свою деятельность на территории одной или нескольких замкнутых об-