Kniga Nr1052

Ш. Внешняя оппозиция:

а) религиозная оппозиция. В современном мире все НРД вынуждены сосуществовать с десятками подобных им организаций, преследующих схожие цели и использующие одинаковые средства для достижения этих целей. НРД в современном мире работают в условиях жесткой конкуренции друг с другом. Нередки случаи, когда новые, пользующиеся «спросом» вероучения одних культов, мгновенно «заимствуются» другими культами, что становится причиной так называемых внутри-сектантских скандалов и разбирательств. Именно поэтому своими самыми серьезными оппонентами НРД считают не традиционные религии мира, а либо секты, отколовшиеся от них самих, либо другие НРД, наиболее точно отражающие их вероучение при сохранении полной структурной автономии. Классическими примерами такого противостояния «родственных» НРД друг с другом является полемика саентологии со свободной зоной, кришнаитов с ритвиками, разных групп мормонов между собой и т. д.;

б) светская оппозиция. За свое выживание секты и культы вынуждены бороться не только с иными религиозными организациями, но также и с объединениями, ничего общего с религией не имеющими. Последние, не имея ничего против НРД, могут тем не менее видеть в нем конкурента в хозяйственных, экономических, социальных и других областях. Так, покупка участка земли под строительство культового здания, снятие Дома культуры для проведения в нем служений НРД, получение разрешения на телеэфир и т. д. может быть значительно затруднено из-за светских претендентов на эти же места либо из-за совершенно нейтрального по отношению к НРД законодательства о покупке земли или порядке аренды помещений культурно-развлекательного комплекса;

в) естественные кризисы,. История знает примеры, когда секты и культы распадались в результате естественных кризисов: наводнений, эпидемий, пожаров и т. д., разрушавших их до практически не восстановимого состояния81. Это касается в первую очередь утопических культов, концентрирующих свою деятельность на территории одной или нескольких замкнутых об-

Kanter R. M. Commitment and Community. Communes and Utopias in Sociological Perspective. Cambridge : Harvard University Press, 1972. S. 139—140.

61

щин, располагающихся, как правило, на территории сельской местности.

IV. Кризисы вероучения:

а) неисполнение предсказаний и пророчеств. Внутренняя нелогичность вероучения НРД очень редко дает повод последователям для сомнений в его истинности, но неудавшиеся попытки точных предсказаний будущих событий в мире переживаются адептами достаточно тяжело. Неисполнение пророчеств, и в особенности концов света назначаемых на конкретную дату, является мощным источником всеобщего разочарования в группе, за которым часто следует ее распад.

б) интерпретации вероучения. В некоторых случаях логическое развитие и интерпретация уже существующего учения группы может приводить к кризисным ситуациям в НРД. Так, например, согласно учению религиозного НЛО культа, небесные врата, все члены организации должны были избавиться от всех земных привязанностей для перехода на радикально иной уровень сознания. На определенном этапе один из адептов культа начинает разрабатывать эту идею и приходит к выводу, что освобождение от всего земного должно включать в себя также избавление от почитания членами группы ее основателей и харизматических лидеров. Такая интерпретация учения небесных врат привела к серьезному кризису и расколу в группе82.

V. Экономические кризисы:

Недостаток финансов для осуществления деятельности, безусловно, является существенной проблемой для некоторых НРД. Однако многие секты и культы, пережившие периоды глубочайшей нужды и огромных финансовых долгов, распадались при наступлении финансового изобилия и благополучия. Очень редко НРД удается сохранить внутреннюю дисциплину, традиционный уклад жизни группы и дистанцию от внешнего мира, особенно в тех случаях, когда имеющиеся в ее распоряжении финансы могли бы обеспечить его членов признанием и безбедным существованием со всеми благами цивилизации в окружающем его обществе.