Kniga Nr1052

82Balch R. W. Waiting for the Ships: Disillusionment and the Revitalization on Faith in Bo and Peep's UFO Cult // The Gods Have Landed. New Religions from Other Worlds /Ed. by James R. Lewis. New York : State University of New York Press, 1995. S. 136—166.

6. МИГРАЦИЯ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ

В XX в. благодаря улучшению систем коммуникации и транспортного сообщения у НРД появилась возможность перерасти из небольших групп, действующих на территории одной, двух соседствующих стран в огромные транснациональные корпорации, имеющие десятки филиалов на всех континентах мира. Многие секты и культы успешно воспользовались этой возможностью, создав сотни своих представительств и центров в разных странах мира. Сам факт глобализации деятельности НРД оказал существенное влияние на феномен сектантства в целом. Влияние, к изучению которого сектоведение только приступает. Одна из всего множества возникающих при этом тем сводится к анализу механизмов миграции НРД — перемещения сект и культов с территории одной страны в другую с последующим открытием там филиалов. В Беларуси за последние 15 лет возникло около 100 различных культов. Однако вопрос миграции НРД является для Беларуси более актуальным, так как большая часть действующих в стране сект и культов являются лишь филиалами с центрами за рубежом. Так, в Беларуси пытались организовать свои филиалы американские, японские, российские, французские, корейские, китайские, индийские, вьетнамские, немецкие, украинские, австрийские, африканские, шведские, польские, иранские и другие секты и культы. В некоторых случаях эти попытки заканчивались полным провалом. Нередко НРД удается создать и развивать в Беларуси свои филиалы.

История распространения НРД, а также анализ проникновения сект и культов на территорию Беларуси позволяют автору курса разделить все существующие формы миграции НРД на три основных типа:

а) тотальная миграция;

б) структурная миграция;

в) идейная миграция.

63

При этом характер и особенности взаимоотношений между филиалом группы и ее главным центром за рубежом в процессе миграции являются основным критерием для выделения ее разных типов83.

I. Тотальная миграция, или перемещение НРД, образуется посредством тотального переноса общины с территории одной страны на другую при сохранении прежнего учения, практик, состава руководства и членства. Главной причиной тотальной миграции НРД чаще всего являются гонения, неблагоприятная ситуация для их существования на «родине». В качестве примеров тотальной миграции можно привести переселение Амишей в 1736 г. из Франции в Америку84, духоборов в 1899 г. из России в Канаду85, Народного Храма в 1974—1977 гг. из Америки в Гайану86 и др. На территории Беларуси за последние 20 лет по типу тотальной миграции не образовалось ни одной новой религиозной организации. Случаи переезда из Беларуси в Сибирь последователей Церкви Последнего Завета, пятидесятников в США не могут быть отнесены к типу тотальной миграции по целому ряду критериев (переезды совершались не целыми общинами, по приезде люди становились членами уже существующих на принимающей территории общин и т. д.). Можно выделить две основные разновидности тотальной миграции:

а) мигрирующая группа является всего лишь одной из нескольких общин одной организации. Данный вид тотальной миграции является наиболее распространенной и типичной ее формой (духоборы);

б) мигрирующая группа является одной и одновременно единственной общиной, представляющей всю организацию в целом. При тотальной миграции этой разновидности уместно говорить не столько об образовании филиала, сколько о перемещении НРД и/или образовании нового главного центра организации (Народный Храм).

88Мартинович В. А. Формы проникновения новых религиозных движений на территорию Беларуси // Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе: Материалы международной научной конференции / Под ред. проф. У. Д. Розенфельда. Гродно : ГрГУ, 2003. С. 223—227.

8iNolt S. M. A History of the Amish. Intercourse : Good Books, 1992. 318 s.