Kniga Nr1052

При этом характер и особенности взаимоотношений между филиалом группы и ее главным центром за рубежом в процессе миграции являются основным критерием для выделения ее разных типов83.

I. Тотальная миграция, или перемещение НРД, образуется посредством тотального переноса общины с территории одной страны на другую при сохранении прежнего учения, практик, состава руководства и членства. Главной причиной тотальной миграции НРД чаще всего являются гонения, неблагоприятная ситуация для их существования на «родине». В качестве примеров тотальной миграции можно привести переселение Амишей в 1736 г. из Франции в Америку84, духоборов в 1899 г. из России в Канаду85, Народного Храма в 1974—1977 гг. из Америки в Гайану86 и др. На территории Беларуси за последние 20 лет по типу тотальной миграции не образовалось ни одной новой религиозной организации. Случаи переезда из Беларуси в Сибирь последователей Церкви Последнего Завета, пятидесятников в США не могут быть отнесены к типу тотальной миграции по целому ряду критериев (переезды совершались не целыми общинами, по приезде люди становились членами уже существующих на принимающей территории общин и т. д.). Можно выделить две основные разновидности тотальной миграции:

а) мигрирующая группа является всего лишь одной из нескольких общин одной организации. Данный вид тотальной миграции является наиболее распространенной и типичной ее формой (духоборы);

б) мигрирующая группа является одной и одновременно единственной общиной, представляющей всю организацию в целом. При тотальной миграции этой разновидности уместно говорить не столько об образовании филиала, сколько о перемещении НРД и/или образовании нового главного центра организации (Народный Храм).

88Мартинович В. А. Формы проникновения новых религиозных движений на территорию Беларуси // Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе: Материалы международной научной конференции / Под ред. проф. У. Д. Розенфельда. Гродно : ГрГУ, 2003. С. 223—227.

8iNolt S. M. A History of the Amish. Intercourse : Good Books, 1992. 318 s.

85Религии народов современной России: Словарь / Ред-кол.: М- П. Мчедлов (отв.ред). Ю. И. Аверьянов, В. Н. Басилов и др. М. : Республика. 1999. С. 91.

тАлинин С. Ф., Антонов Б. Г., Ицков А. Н. Гибель Джонстауна — преступление ЦРУ. М. : Юрид. лит., 1987. 224 с.

64

II. Структурная миграция, характеризуется организацией филиалов НРД, которые возглавляются или находятся в подчинении и под контролем со стороны иностранных представителей и их главных центров за границей. При структурной миграции происходит максимально полный и точный перенос (в той степени, в какой это допускается установками самой группы) учения, ритуалов, структуры, форм и принципов деятельности на новое пространство миссионерской работы.

В большинстве случаев инициатива основания филиала на территории другой страны исходит от главного центра НРД. Однако в некоторых случаях разработанная система распространения организации может изначально допускать, поощрять и поддерживать стремление к созданию филиала, исходящее от «местного населения». Так, например, Гуманитарный Центр Хаббарда (ГЦХ) предлагает помощь в самостоятельном открытии и регистрации филиала центра «Дианетика». Для этого любой инициативной группе необходимо пройти обучение в ГЦХ и приобрести членство в Международной ассоциации саентологов87.