Kniga Nr1052

Вероятно, самой распространенной формой структурной миграции является приезд на постоянное место жительства или на короткое время представителя НРД в страну с последующими активными действиями по основанию на ее территории филиала организации. В первом случае можно привести пример из истории развития бахай на Беларуси, которая начинается со времени приезда в 1978 г. на постоянное место жительства одного из последователей бахай Хельмута Винкельбаха88 и организацией им первой общины бахай в Минске в 1989 г.89 Во втором случае филиал Авестийской школы астрологии, который образовался в 1990 г. после визита с курсом лекций в Минск ее основателя Павла Глобы90. Аналогичным способом проникает на террито-

Откройте Центр «Дианетика». М.: Гуманитарный Центр Хаббарда, 2000. 4 с; Стартовый пакет для новых миссий. М.: Гуманитарный Центр Хаббарда, 2000. 1 с.

20 лет вере бахай в Беларуси. По материалам Web-сайта на 06. 2007 года: http://bahai-belarus.chat.ru/20years.html

Официальный сайт религиозной общины бахай г. Минска. История минской общины. По материалам Web-сайта на 06. 2007 года: www .bahai.by/minsk_ru .html

Будем знакомы: АРБА // Путь Арты: Альманах / Под. ред. П. Глоба. Минск : АРБА, 1999. 134—135 с; см. также: Никишина Г. «Звезды не обязывают», — говорит московский астролог Павр.п Глоба // Советская Белоруссия. 1990. 10 июня.

65

рию Беларуси в 1992 г. Рэйки с помощью Кристель Зелигман91 а в 1990 г. Искусство жизни при поддержке учеников Шри Рави Шанкара, Криса и Катрин Бирт92.

С течением времени структурное подчинение главным центрам НРД может быть нивелировано или, наоборот, приобретено в силу целого ряда внутренних и внешних факторов. Наиболее часто зарождающаяся организация, изначально держась лишь на личном интересе первых последователей, только по прошествии некоторого времени получает официальное признание и структурное подчинение в главном центре НРД. Так, изначально поддерживаемые лишь энтузиазмом отдельных людей, в Беларуси появляется в 1991 г. Трансцендентальная Медитация93, а в 1998 г. школа алмазного пути Карма Кагыо94. Кроме того, организация филиалов многих зарубежных НРД может сопровождаться изменениями в структуре, расстановке акцентов при распространении учения и работе с членами организации и т. д.

В некоторых случаях приобретение структурной подчиненности может зависеть от благоприятной для этого политической ситуации в стране. Так, ослабление коммунистического режима привело к возможности официального основания в Москве в 1989 г. Советского фонда Рерихов95 с последующим включением в его состав разрозненных по республикам СССР групп последователей учения семьи Рерихов. Так, минский молодежный клуб друзей Индии имени Рериха входит в 1990 г. в состав Советского фонда Рерихов как республиканский филиал с наименованием Белорусский фонд Рерихов.

III. Идейная миграция предполагает свободную самоорганизацию НРД вокруг заимствованной извне религиозно-символической системы какого-либо иностранного НРД с возможным «свободным» не контролируемым формальным членством во всеобщей мировой структуре данного НРД. Таковым является, на-