Kniga Nr1052

пример, белорусский Астрологический центр «Шахревар», заимствующий идеи Авестийской школы астрологии96.

Сам процесс заимствования может быть как изначально легитимирован и желателен, так и жестко преследуем со стороны НРД. Например, Институт планетарного синтеза, предлагая инициативным группам самостоятельно открывать филиалы Института в своем регионе, предоставляет им большую автономию в реализации их индивидуальных целей97. Во втором случае Белорусский фонд Рерихов тщательно регламентирует списки соблюдающих в чистом виде учение семьи Рерихов и жестко выступает против всех самозванных организаций как несанкционированно и самовольно использующих имя Рериха, так и допускающих различные смысловые вероучительные вставки98. Примером такой нежелательной идейной миграции является Духовный университет имени Е. И. Рерих «Возрождение» в Витебске.

В качестве особой формы идейной миграции можно выделить структурную консолидацию, при которой уже существующее НРД добровольно берет на себя обязанность представления идей и учения другого НРД, не теряя при этом самобытности собственного вероучения и независимости своей структуры. Принимающее НРД начинает представлять интересы и распространять учение сразу обоих НРД в границах своих начальных мощностей и организационной структуры. Так, например, организация представительства Ноосферной духовно-экологической ассамблеи мира в Беларуси была обеспечена силами Бобруйского научно-духовного центра «Солнце»99. Структурная консолидация, как особый тип идейной миграции, возможна только в культах, не имеющих целостного всесторонне развитого вероучения.

96Астрологический центр Шахревар // АлВит. Мит*"к, 2001. 19 ноября. № 448. 1 с.

97Панчишин Н. В. Прикосновение к свету. Практика молитвы в эпоху Водолея. Минск : «Вида-Н», 2001. С. 239—241.

980бращение Белорусского фонда Рерихов в Управление общественных объединений Министерства Юстиции РБ от 11 апреля 1998 г. № 35; см. также: Официальное заявление Белорусского фонда Рерихов «Об использовании имени Рериха в наименованиях организаций» от 1 июня 1998 г.

Солнышко Я. Проход Венеры 8 июня 2004 года. Создание единого ментального телепатического поля. Бобруйск : Научно-духовный центр «Солнце», 2004. 10 с.

67

Важно отметить, что заимствуемая религиозно-символическая система может и не иметь единого повсеместно признаваемого религиозного Центра. Так, например, весь спектр культов, возникающих вокруг идеи поклонения или исследования и изучения НЛО, не может быть сведен к единому «главному» культу. Тем не менее достаточно развитая система взаимодействия и обмена новостями между разными НЛО-культами позволяет говорить о влиянии идейной миграции на создание новых НРД. Подобным образом в Беларуси были созданы клуб «Фенид», центр «Теллур», группа уфологов «Радар 777» и др. Аналогичная децентрализация характерна для последователей Анастасии. Сюда же относится весь спектр групп, специализирующихся на различных направлениях и формах экстрасенсорного воздействия, целительства и т. п.

При любых типах миграции НРД практически всегда сталкиваются на новой территории с целым рядом практически непреодолимых социокультурных особенностей, под которые они вынуждены подстраиваться. В процессе подстройки им нередко приходится поступаться теми или иными изначальными положениями и нормами группы, несколько видоизменяясь по сравнению с филиалами в других странах и головным центром группы. Миграция НРД может также сопровождаться изменениями в структуре, новой расстановкой акцентов при распространении учения и работе с членами организации и т. д.