Kniga Nr1052

гиозную организацию, наиболее полно отвечающую его религиозным взглядам. В последнем случае роль НРД сводится лишь к окончательной корректировке уже существующих взглядов индивида и обучению практическому применению этих взглядов в ритуальной и повседневной жизни группы.

2. Экспериментальный тип конверсии, предполагает временное принятие индивидом роли адепта группы и экспериментирование с ее ритуалами, нормами и правилами поведения105. В процессе такого экспериментирования и проверки всех «за» и «против» долговременного участия в деятельности религиозной организации человек может искренне уверовать и остаться в группе или разочароваться и уйти. В некоторых случаях он может лишь частично принять вероучение организации и при этом в ней остаться. Вне зависимости от степени полноты и искренности принятия им учения группы, человек будет представлять себя для окружающих в качестве полностью уверовавшего адепта НРД. Частичность принятия нового учения может также изначально предусматриваться самой группой, не всегда стремящейся к полному, всестороннему вовлечению последователей в свою деятельность.

3. Подтверждающий тип конверсии, включает формальное закрепление и удостоверение ранее самостоятельно сформировавшихся взглядов через присоединение к группе, полностью или частично их проповедующей. В отличие от самоконверсии индивид не ищет структурной принадлежности к группе, о которой он, как правило, ничего не знает. Кроме того, ознакомление с вероучением группы происходит по материалам, не имеющим к ней никакого отношения. Этот тип конверсии применим к НРД, по большей части заимствующим свое вероучение у какой-либо из традиционных религий или известных оккультно-мистических течений мира106. Особый вариант подтверждающего типа конверсии состоит в возвращении в НРД человека, который ранее из этой же секты либо культа благополучно вышел.

4. Тип взаимной конверсии, предполагает процесс взаимодействия некоторого количества людей, во время которого происходит синхронная выработка и обоюдное принятие ими определенной системы верований107. Индивид является сотворцом

10° Batch R. W. Looking behind the scenes in a religious cult: Implications for the Study of Conversion // Sociological Analysis. 1980. Vol. 41:2. S. 137—143.

106Harrington M. «Conversion» to Wicca? // Diskus, 2000. Vol. 6. S. 1—10.

107Bainbridge W. S., Stark Я Cult Formation: Three Compatible Models // Sociological Analysis. 1979. Vol. 40:4. S. 291—292.

71

принимаемого им же на веру учения всей группы. Взаимная конверсия характеризует как ранние стадии развития некоторых I культов (например, при субкультурно-эволюционной модели I культовой инновации), так и более поздние этапы становления I групп, не имеющих авторитетного харизматического лидера и I функционирующих по принципу «клуба по интересам».

5. Изучение всего многообразия возможных вариантов входа в НРД позволяет автору курса выделить в качестве еще одного активного типа конверсии целевой тип конверсии, который предполагает вход в организацию как результат стремления к реализации индивидуальных целей и задач человека или достижения каких-либо материальных благ (благотворительная помощь, деньги, получение образования, возможность путешествий и т. д.). Например, известно, что адвентисты седьмого дня /АСД/ в некоторых странах Африки и Латинской Америки организовывали общеобразовательные школы для бедных слоев населения. Необходимым условием обучения в них являлось принятие веры АСД. Лоусон отмечает, что местное население активно использовало возможность бесплатного обучения своих детей грамоте. Однако, закончив процесс образования и получив необходимые знания для устройства на более престижную работу в светском обществе, население массово выходило из адвентизма108. К целевому типу конверсии можно отнести желание найти новых друзей, расширить круг общения, создать семью, быть вместе с родственником или знакомым, ушедшим в НРД. Целевой тип в большинстве случаев протекает на уровне структурного аспекта конверсии.