Kniga Nr1052

106Harrington M. «Conversion» to Wicca? // Diskus, 2000. Vol. 6. S. 1—10.

107Bainbridge W. S., Stark Я Cult Formation: Three Compatible Models // Sociological Analysis. 1979. Vol. 40:4. S. 291—292.

71

принимаемого им же на веру учения всей группы. Взаимная конверсия характеризует как ранние стадии развития некоторых I культов (например, при субкультурно-эволюционной модели I культовой инновации), так и более поздние этапы становления I групп, не имеющих авторитетного харизматического лидера и I функционирующих по принципу «клуба по интересам».

5. Изучение всего многообразия возможных вариантов входа в НРД позволяет автору курса выделить в качестве еще одного активного типа конверсии целевой тип конверсии, который предполагает вход в организацию как результат стремления к реализации индивидуальных целей и задач человека или достижения каких-либо материальных благ (благотворительная помощь, деньги, получение образования, возможность путешествий и т. д.). Например, известно, что адвентисты седьмого дня /АСД/ в некоторых странах Африки и Латинской Америки организовывали общеобразовательные школы для бедных слоев населения. Необходимым условием обучения в них являлось принятие веры АСД. Лоусон отмечает, что местное население активно использовало возможность бесплатного обучения своих детей грамоте. Однако, закончив процесс образования и получив необходимые знания для устройства на более престижную работу в светском обществе, население массово выходило из адвентизма108. К целевому типу конверсии можно отнести желание найти новых друзей, расширить круг общения, создать семью, быть вместе с родственником или знакомым, ушедшим в НРД. Целевой тип в большинстве случаев протекает на уровне структурного аспекта конверсии.

К пассивным типам конверсии относятся:

1. Аффективный тип конверсии, осуществляется под воздействием на человека ярких впечатлений, новых ощущений, сильной эмоциональной привязанности его к членам религиозной группы109. В данном случае вероучение, обряды, статус группы в обществе для человека вторичны по сравнению с самим фактом теплого принятия его членами организации. Аффективному типу конверсии наиболее часто подвержены одинокие, замкнутые люди, имеющие проблемы в общении с другими членами

108Lowson R. Broadening the Boundaries of Church-Sect Theory: Insights from the Evolution of the Nonschismatic Mission Churches of Seventh-day Adventism // Journal for the Scientific Study of Religion. 1998. Vol. 37:4. S. 652—672.

109Lofland J., Skonovd N. Conversion motifs // Journal for the Scientific Study of Religion. 1981. Vol. 20:4. S. 373—385.

72