Walter Martin

В стихе 21 ап. Павел говорит, что для него продолжение жизни - Христос и смерть “приобретение”. После того, как Павел был призван проповедовать Слово Божие язычникам и наслаждался радостью духовного общения с живым Христом, какое было бы для него приобретение погрузиться в бессознательное состояние после смерти? По адвентистской теории общение с Христом тогда должно было прекратиться и ап. Павел просто погрузился бы в бессознательный сон до всеобщего воскресения. Эта предположение нарушает и грамматический и контекстный порядок Священного Писания.

Стих 23 является не сложным с точки зрения грамматики. Это просто серия фрагментов, связанных в оригинале союзами kai и de. Фраза: “...имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше” (eis to analusai kai sun christo einai) является противоречащей позиции адвентистов с грамматической точки зрения. Предлог eis в сочетании с определенным артиклем to показывают “истинную цель” данного отрывка - сильное желание, которое стало дилеммой для ап. Павла. Оба инфинитива (analusai и einai) имеют одну и ту же конструкцию - они используются с одним определенным артиклем так, что один является мыслью, а другой - грамматическим выражением. Буквально эту фразу можно трактовать следующим образом: “моим желанием является именно “разрешиться и быть с Христом”. То есть желание ап. Павла показано как двойное намерение: разрешиться и быть с Христом! Если сам факт телесной смерти не значил бы мгновенного вступления в общение с Господом, то была бы использована другая грамматическая конструкция. Таким образом не представляется возможным сделать вывод со слов апостола о том, что он имел ввиду сон души, когда говорил об освобождении от телесных уз и духовном наслаждении присутствием Господа. Позиция адвентистов седьмого дня не умещается в рамки данного отрывка, контекст которого показывает, что Павел ожидал смерти, как возможности мгновенного вступления в общение с Христом, а не после всеобщего воскресения из мертвых. И тогда не было бы никакой необходимости оставаться и наставлять филлипийцев (стих 24), если бы он говорил о Втором Пришествии, когда все они были бы вместе прославлены и не нуждались бы в Его присутствии для своего духовного окормления. Большинство переводчиков и признанных Греческих авторов пришли к выводу, что в послании к Филлипийцам 1;21-23 приводится историческая позиция всей Христианской Церкви, другими словами - осознанное присутствие верующего перед Христом после телесной смерти.

Как было указано выше адвентисты, вместе со всеми приверженцами условных трактовок Писания, считают однако: “Почему... мы должны обязательно из этого отрывка сделать вывод, что апостол ожидает мгновенной встречи души, вышедшей из тела, со своим Творцом? Библия не говорит об этом. Там просто выражается желание оставить земную жизнь и быть со Христом”. Мы отвечаем, что контекст данной главы, грамматическая конструкция стиха и любой грамматический справочник по древнегреческому языку учат нас, что в грамматической конструкции, использованной апостолом подразумевается именно незамедлительная встреча с Господом по окончании земного пути. Тем не менее адвентисты настаивают: “Библия не утверждает этого. Она просто говорит нам о желании апостола оставить земную жизнь и быть с Христом”. Данное заявление не может претендовать на попытку дать точное истолкование ни на постановку проблемы контекстного понимания. Это является всего лишь, по моему мнению, усилием оправдать доктрину, которая не находит своей поддержки в Слове Божием.

Отвечая на заявление адвентистов, что “в данном определенном отрывке апостол Петр не говорит нам, когда он будет с Господом”, мы отмечаем, что апостол категорически заявляем, что его желанием является “оставить земную жизнь”. Если это оставление не означало бы немедленной встречи с Христом, мы использовали бы другую грамматическую конструкцию, как об этом отмечалось ранее; но то, как это написано в Библии устанавливает однозначное понимание слов апостола. Адвентисты седьмого дня не обращают внимание на преобладание исторического богословия над доктриной о “сне души”.

5. 1 Послание к Фессалоникийцам 4,13-18: “Не хочу же оставить вас, братия, в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами”.

Эта последняя фраза, по моему мнению, опровергающая учение АСД о промежуточном состоянии умерших, характеризуется четко поставленным ударением в конструкции греческого языка и не может быть оставлена без внимания любым более менее сведущим студентом-лингвистом.

Ключом к пониманию данной языковой конструкции является предлог sun, который несет смысловую нагрузку и значит “вместе с”. В 14 стихе Святой Дух говорит нам, что Бог намеревается привести с ним (sun auto), то есть с Христом при Его Втором Пришествии, верующих христиан, которые прошли через физическую смерть. Физическое состояние их тел характеризуется как “сон” - общая метафора, используемая в Новом Завете. В каждом примере, когда слово “сон” используется для описания смерти, всегда уточняется, что состояние “сна” относится только к телу, и никогда не применяется по отношению к душе. Видимо, данный факт адвентисты просмотрели.

Второе место, где используется предлог sun, находится в 17 стихе, который говорит нам о том, что верующие, которые останутся в живых к моменту Пришествия Господа будут восхищены вместе с ними (sun autois), т. е умершими во Христе, на облаках в сретение к Господу. Здесь снова sun не имеет иного значения, кроме “вместе с”, что является камнем преткновения для адвентистов седьмого дня.

Последнее применение предлога sun также имеет место в 17 стихе “и так всегда с Господом будем” (sun kurio). Вполне очевидно, поэтому, что во Второе Пришествие Христа те, которые после окончания своей земной жизни вошли в духовное общение с Господом (Флп. 1;23-24) возвратятся с Ними или “вместе с” Ним к воскресению своих бессмертных тел. Одновременно, их разлагающиеся в могилах тела, о которых говориться как о “спящих” будут мгновенно изменены и соединяться со своими душами. Этот факт подчеркивается и в использовании форме использования предлога sun, в значении “вместе с”. Потому смысл данного предлога в стихе 14 грамматически не может иметь иного значения, отличающего от употребленного в 17 стихе, которых имеет тот же самый контекст. Поэтому, если в Пришествие Христово наши тела воскреснут, чтобы физически предстоять Ему (стих 16), очевидным является и то, что святые, которые занимают более высокое положение перед нами, после своей смерти непрестанно пребывают с Господом и будут сопровождать Его во Его Втором Пришествии (стих 14).

Последним моментом в данном грамматическом исследовании является смысл использования слова nekroi, которое на протяжении всего Нового Завета означало физическое тело человека и только метафорически - его душу. Мы видим, что тела (nekroi) физически умерших святых восстанут и соединятся с их душами (стих 14). Ни разу в контексте или в грамматической структуре Священного Писания не говориться о том, что души умерших физически верующих находятся в состоянии “сна”. Наоборот, Библия категорически заявляет, что они находятся “с Иисусом” или “возвращаются вместе с” Иисусом.

Великая надежда верующих - это радость личного соединения с Господом и об этом соединении, которое имеет место по смерти тела, и говорит нам апостол Павел. Это является той позицией большинства христианских церквей еще с апостольских времен, которую адвентисты никогда не отрицали. В Первом послании к Фессалоникийцам в 4 главе апостол Павел дает утешение людям, скорбящим о своих умерших, и его слова приводят к несомненному заключению, что умершие не являются “мертвыми”, в обычном языческом смысле. Хотя умершие физически, однако они являются духовно живыми, предстоящими Христу и ожидающими дня, когда они возвратятся “вместе с Ним” (стих 14) для унаследования физического бессмертия и нетления.

I. “Душа” и “Дух”