Kniga Nr1055

Разъясняя "Символ веры", Джозеф Смит прямо отрекся от доктрины Троицы - единого Бога в трех лицах. Он сказал: "Многие говорят, что есть лишь один Бог; Отец, Сын и Дух Святой - это только один Бог! По-Моему, это очень странный Бог - три в одном и один в трех!.. Должно бить, зто очень большой Бог - гигант или монстр" ("История церкви", 6:476). И Смит никогда не атказывался от этого утверждения. Он отступил от монотеизма и провозгласил политеизм в следуюших словах: "Я буду проповедовать множество Богов... Я хочу сказать, что всегда и на всех собраниях, где говорил о божествах, я имел в виду множество Бoгoв" (там же,6:474). Как уже упоминалось, "Книга Авраама" тоже политеистична: "И тогда Господь сказал: Давайте спустимся вниз... И Боги... И Дух Богов склонился над поверхностью вод... И Боги призвали светлый день... И Боги распоряжались пространством" (Авраам 4:1-7). Истинный Господь вечен и будет существовать во веки веков. 0б этом говорит нам Библия. Доктор Норман Гейзлер отстаивает существование этого необходимого Существа, Бога:

"Мы утверждаем, что теизм - единственный верный взгляд на мир. Все остальные либо пытаются защитить сами себя, либо не имеют подтверждения. И только теизм невозможно отрицать. Он дает аргументы, которые приводят к подтверждению наличия божественно совершенного и могущественного Существа вне этого мира ("Сhristian Apologetics", Grand Rapids, Ml: Baker Book House, 1976, р.258).

Культурам, проповедующим политеизм, недостает этой истины. Когда один Бог последовательно следует за другим, тогда возникает вопрос - откуда берутся Боги. Джозеф Смит ответил на это, сказав, что Бог - вознесшийся человек: "Бог когда-то был сам человеком, как мы сейчас, а ныне - вознесшийся человек..." ("История церкви" 6:305). Писание мормонов добавляет к этому: "Отец обладает телом из плоти и костей, столь же материальным, как и человек" ("Учение и заветы", 130:22). Еще в ряде случаев Смит разрабатывает эту идею, утверждая, что когда-то Отец жил на другой планете и поклонялся богу, который был до него: "Иоанн выяснил, что Бог Отец Иисуса Христа имел Отца, и вы можете предположить, что и он также имел Отца" ("История церкви" 6:476). В политеистических религиях часто встречаются богини. Мормоны включают и их в свою теорию и поклоняются им. В сборнике гимнов церквы мормонов два куплета песни "0, мой Отец" посвящены почитанию их небесной Матери. Апостол мормонов Джеймс Талмат в своей книге "Символ веры" писал: "Нам постоянно говорили, что Бог - это Отец нашего духа... Мы должны знать, что Мать духа - тоже лицо реальное" ("Articles of Faith, Salt Lske City: Deseret Books, р. 443).

Иисус в Мормонизме

В теологии мормонов боги и богини могут иметь собственных духовных детей на небесах. Мормоны говорят о них как о раннем существовании духа. У Отца этой планеты и его жены-богини есть дети, старший среди них - Иисус. Шестой пророк церкви мормонов Джозеф Ф. Смит говорил: "Среди духовных детей Элохима старшим был и есть Иегова, или Иисус Христос, по отношению к которому все остальные являются младшими" ("Gospel Doctrine", р. 70). В раннем существовании все духовные дети составляют одну большую семью. Вторым по старшинству мормоны считают Люцифера. Мормонов нисколько не смущает то, что они называют Иисуса духовным братом Люцифера. Один писатель мормон сказал так: "Назначение Иисуса Спасителем мира было оспорено одним из остальных сыновей Бога, его имя было Люцифер, Сын утра... этот духовный брат Иисуса пытался сам стать спасителем человечества" (Milton Hunter, "Gospel Through the Ages", Salt Lake City: Stevens and Wallis, 1945, р. 15). Когда подошло время Иисусу спуститься на землю, то, как учат мормоны, сначала на землю пришел небесный Отец (как превознесенный человек) и вступил в сексуальный контакт с Марией, дабы породить тело Иисуса. Бригам Юнг говорил: "Когда дева Мария зачала младенца Иисуса, Отец сотворил его по своему подобию. Он не был порожден Святым Духом" ("Journal of Discourses", 1:50). Еще он сказал: "Отец сам пришел, и наполнил сосуд вместо того, чтобы позволить кому-то другому сделать это" (там же, 4:218). Слова Бригама Юнга превращают зачатие и рождение Иисуса Христа в фарс и обыденный акт. Заложенная в теологии мормонов концепция богов, живущих на небесах с женами, не миновала и Иисуса. Для Святых последнем дня Иисус - один из многих богов во вселенной. Апостол Орсон Пратт объявил, что Иисус был женат трижды. "Мы знаем, что однажды в Кане Галилейской была свадьба, и при внимательном чтении этого отрывка можно обнаружить, что в тот день женился ни кто иной, как Иисус Христос. Не будь Он женат, Его близость с Марией, Мартой и другой Марией была бы в высшей степени неприличной, непристойной, если не сказать хуже ("Journal of Discourses", 2:82).

Святой Дух в понимании мормонов

Доктрина Святого Духа также была изменена мормонами. Джозеф Смит говорил, что существует разница между выражениями "Holy Ghost" и "Holy Spirit". [На русский язык оба выражения переводятся как "Святой Дух" (прим. ред.).] Он не умел того, что выражение "Holy Ghost" - это выражение, применявшееся в английской фразеологии времен королевы Елизаветы для обозначения "Holy Spirit". Кроме того, в "Лекциях о вере" ("Lectures on Faith"), впервые опубликованных в 1835 году в сборнике "Книга Заповедей" ("Book of Commandments"), Смит задает серию вопросов (стр. 55:58): В: Обладают ли Отец и Сын одним и тем же разумом? О: Да... В: Что это за разум? 0: Святой Дух. Бригам Юнг также проповедовал ложную доктрину о Святом Духе, говоря: "Иисус Христос не был порожден Святым Духом" ("Journal of Discourses", 1:51). Кроме того, Хебер С. Кимбалл, член высшего президентства Юнга, сказал, что Святой Дух был рожден на небесах как человек: "Святой Дух - это человек, Он один из сыновей нашего Отца и нашего Бога" (там же, 5:179).

В понимании мормонов человек может стать Богом

Человек в понимании мормонов - это развивающееся существо. Он начался, как вечный разум, затем был рожден, как духовный ребенок: "Человек - это дух, заключенный в сосуд. Разумная часть его никогда не была сотворена, но существовала вечно. Человек сначала был с Богом" (Joseph Fielding Smith, "Progress of Маn"). Начиная с Джозефа Смита, Святые последнего дня в течение многих лет творят, что человек может стать Богом. Смит объяснял это так: "Вы должны научиться, как самим стать Богами, ... подобно тому, как все Боги сделали это до вас" ("History of Church", 6:306). В "Учении и Заветах" он записал откровение, которое обещало верным мормонам божественность при воскресении: "Тогда они будут богами, потому что не будут иметь конца, а будут существовать вовеки... Тогда они будут богами, потому что будут обладать всем могуществом" (132:19,20) .

Искупление и спасение