Kniga Nr1055

Финеас Куимби

В проповеди, произнесенной в июне 1890 г., миссис Эдди вновь сделала заявку на божественное откровение: "Христианская наука неизменна - она не может быть повреждена ни тонкостями смелых предположений, ни неприкрытой философией, ни вторжением человека. Это божественная истина, и каждым часом жизни и вечности она будет свидетельствовать о непоколебимости практической истины" (Магу Baker Eddy, ."Seven Messages to the Mother Church", р, 20-21). Но существует веское доказательство обратного, того, что "божественные откровения" миссис Эдди не принадлежат ей, а являются плагиатом работ и идей Финеаса Куимби. Финеас Куимби был целителем-самоучкой, применявшим гипноз и внушение для повышения эффективности лечения. Он называл свое учение "Наукой Христа" и "Христианской наукой". Миссис Эдди стала последовательницей Куимби в 1862 г., после того, как он излечил ее от травмы спины. Она писала письма в газету "Ивнинг курьер" (Портленд, штат Мэн) с восхвалением Куимби и сравнением ею с Иисусом Христом. После его смерти она воспела его в поэме под названием "Строки на смерть доктора Ф. П. Куимби, который, несмотря на все "-измы", целил с помощью истины, переданной Христом". Однако, когда стало известно о заимствовании ею идей Куимби, она попыталась отрицать существование между ними каких-либо отношений. Но факты остаются. В 1921 году Горацио Дрессер издал "The Quimby Manuscripts" ("Рукописи Куимби"), которые при сравнении с работами миссис Эдди обнаруживают большое количество совпадений, позволяющих сделать вывод: "Практически все интересные мысли в "Науке и здоровье" заимствованы у Куимби" (Ernest Sutherland Bates and John V. Dittermore, "Магу Baker Eddy: Tbe Truth and The Tradition", 1932, р. 156). Миссис Эдди получила принципы Христианской науки из источника, не являющегося библейским Богом. Раз ее учения противоречат умениям Бога, изложенным в Библии, то они осуждены Библией, а она является ложным учителем.

Единственный канал истины

Церковь Христа-ученого учит, что первоначальное христианство было утеряно лишь для того, чтобы быть обретенным вновь. "Наставления Церкви Христианской науки" утверждают, что их цель - "служить напоминанием слова и деяний нашего Господа, что должно возродить первоначальное христианство и его утраченный элемент - целительство" ("Наставления Церкви", 89 издание, с. 17). Претензии миссис Эдди ясны: откровение, полученное ею на пороге смерти, было божественным откровением. Она также провозглашает исключительную истину: "Разве существует несколько школ Христианской науки?.. Следовательно, и метод должен быть один" ("Наука и здоровье", 112:3-5). Нет нужды говорить, что этот единственный метод, - метод миссис Эдди. Продолжая претендовать на роль единственного канала истины, Мэри Бейкер Эдди сказала, что Иисус оставил свою церковь слепой до тех пор, пока она не открыла Христианскую науку. "Наш Господь ... практиковал христианское целительство..., но не оставил никаких определенных правил для использования этого принципа целительства и предупреждения болезней. Это правило оставалось неизвестным до тех пор, пока не было открыто Христианской наукой" ("Наука и здоровье", 147:24-29). Миссис Эдди уверяла своих последователей, что они используют те же правила, что и Иисус:

"В конце 19 века я продемонстрировала божественные правила Христианской науки. Они прошли широкие практические испытания, и везде, где демонстрация была возможна для человека, при четком применении их в определенных ситуациях, наука показала, что истина не утратила своей божественной целительной силы, хоть и прошли века с тех пор, как Иисус применял эти правила на холмах Иудеи и в долинах Галилеи" ("Наука и здоровье", 147:6-13).

Смерть миссис Эдди

Хоть она и учила, что смерть - это "иллюзия, ложь жизни" ("Наука и здоровье" 584:9), миссис Эдди скончалась 3 декабря 1910 г. Сегодня церковью управляет Совет пожизненных директоров. Невозможно выяснить точное число членов движения Христианской науки, т.к. в "Наставлениях Церкви" сказано: "Христианская наука не должна публиковать количество членов Матери-церкви и ее филиалов" (статья VIII, с. 48). Приблизительное число членов - 420 000, объединенных в 3000 конгрегаций во всем мире.

Библейский анализ возникновения Христианской науки

Христианство, на протяжении всей его истории, никогда не отрицало исцеление больных. Во все времена были свидетельства верных святых, молившихся Богу за исцеление. Разница между этим и тем, о чем писала миссис Эдди, в степени придаваемого этому значения. Силу христианства надо искать не в том, что Бог делает для нашего физического тела, но в том, что Он делает для нашей души, когда мы вновь возрождаемся и обновляемся Святым Духом (Тит. 3:5). Христианская наука выделяет не ту часть спектра. Она ставит благополучие тела превыше благополучия души. Излишнее внимание, которое миссис Эдди уделяет исцелению, проистекает от недостатка библейских примеров христиан, которые не были исцелены. Павел был немощен плотью (Гал. 4:13), Павел оставил Трофима больным в Милите (2 Тим. 4:20), и он посоветовал Тимофею пить вино "ради желудка... и частых... недугов" (1 Тим. 5:23). В Библии множество примеров того, как Бог исцеляет, но приведенные нами редко обсуждаемые примеры показывают, что Он делает это в соответствии со Своим планом наших жизней. Благая весть Библии пронизана заботой о наших вечных судьбах: "Чтобы мир спасен был чрез Него" (Ин. 3:17). Главная цель Бога, пославшего Иисуса, как нашего Спасителя, заключалась в спасении нас от гибели в аду (Ин. 3:16). Исцеление, как и другие ответы на молитву, могут прийти к верующему, но лишь как милость Божья (Флп. 2:27). Миссис Эдди не открыла вновь правило исцеления, утерянное с 1 в. н.э. В ее концепции вкрались две основные ошибки: 1. Она подвергает сомнению достоверность и надежность Библии; 2. Она игнорирует обещание Иисуса послать Святой Дух, который напомнит апостолам все (Ин. 14:26). Нет учения, необходимого для нашего спасения и не упоминаемого в Библии.

Авторитетные источники