Vidal César Monzanares

First Assembly

From August 7 to 10, 1975, I attended the first national assembly of Jehovah's Witnesses. It took place in the Municipal Sports Palace in Barcelona, and its theme was the supremacy of God.

It seems to me that both in its subject matter and in its purpose it was similar to all the other assemblies at which I attended as a "Jehovah's Witness," and it seems to me that they have been similar to one another in the future.

Of course, the dominant note was the insistence on the imminent end of the world. I still have the program of this assembly, and this theme is present in every part of it. In support of what has been said, I will cite the titles of several speeches: "Watch to be saved," "Meet great torments with hope," "Keep the family united in the last times," "Our refuge is the incorruptible kingdom of heaven," "One world, one government under the rule of God," etc. Another great theme was the imperative need to go from house to house: "The joy of serving Jehovah," "Do not miss the blessings," etc. Thus, Consequently, we were very insistently tied to the theocratic organization as the only means of salvation.

Alternative to Catholicism

It seems to me that this last point explains to a large extent the spread of this organization in Spain in those years. Spaniards are not used to being told about salvation based on a personal relationship with Jesus Christ, but rather on the fact of belonging to the Catholic Church. The Church's militant role during the Spanish Civil War and the ideological support it provided to General Franco's regime made it undesirable for many. At the same time, the idea persisted that salvation should be achieved in a certain organization. This is exactly what Jehovah's Witnesses proposed. On the one hand, they violently attacked other religious organizations, and on the other hand, they presented themselves as the true religion.

Кроме того, они предлагали людям полную безопасность, подражая самым большим с их точки зрения недостаткам римо-католичества. Например, они критиковали эксплуатацию монахов и монахинь, а между тем экономическая империя “Сторожевой башни” покоилась на экономической эксплуатации членов, что было ничуть не лучше. Нападали на иерархию и на папство, но иерархия “Сторожевой башни” была гораздо более разветвленной, и поскольку объединения были меньше, это позволяло осуществлять более полный контроль. Что до претензий на безошибочность, то они отнюдь не уступали папским. Разоблачали систему манипулирования массами, скажем, посредством процессии или католических конгрессов, где, как утверждалось, распространялась коллективная истерия, в то время как на участковых собраниях “свидетелей Иеговы” именно она и царила в полной мере.

Тем самым, испанцам предлагалось воспользоваться социологическим воспитанием, полученным в лоне Католической Церкви, но при этом нападая на него.

Эта типичная гордыня быть единственно истинной религией оставалась в целости, но вместо угрозы инквизиции или преследований, которым подвергались в Испании религиозные диссиденты, налицо была угроза того, что скоро Бог Иегова повергнет в Армагеддоне всех тех, кто не принадлежит к организации “свидетелей Иеговы”.

Я признаю, что испытывал эту гордыню. Быть “свидетелем Иеговы” порождало во мне чувство превосходства. Всего лишь через несколько месяцев (ибо осень 1975 была недалеко) Бог разрушит существующий порядок, и в то время, как большая часть человечества будет уничтожена, я вместе с другими “свидетелями Иеговы” перейду в новый порядок. В то время, как все человечество погрязало во грехе, мы шли от дверей ко дверям, чтобы возвестить людям об участи, которая их ожидала. Пока тем летом люди шли на пляжи, мы собирались, ожидая этого нового порядка, который вознаградит все наши жертвы. Даже и эта ассамблея была жертвой. Все ее участники были добровольцы, не получавшие никакого вознаграждения от “свидетелей Иеговы”.

Мы ели стоя, ибо “Сторожевая башня” не собиралась тратить ни одного сентаво на приобретение стульев. Мы принимали пишу прямо в зале собраний, чтобы не прерывать проповедей Царства. Мы плохо спали и были вынуждены приходить пораньше, чтобы найти сидячие места. Мы приехали сюда, заплатив обычную цену, в ужасном поезде, нанятом “Сторожевой башней” для ассамблеи, но мы делали все это с удовольствием.