Prep. Macarius of Optina

Вот мое какое горе: нынче утром встал очень слаб, подкрепился часочек и думал – чтонибудь напишу, а только успел написать к тебе вышеписанные строки, приехал отец архимандрит Л., и я должен был быть там; пока его проведал до 4го часа, пришел в келлию утомленный и уже не до письма, а между тем на гостинной двадцать человек ожидают. Вот таким образом провожу все время: когда же писать? К вечеру бываю истомленным, а тут придут братия – извольте истязывать от меня письма! Я в неделю, по нужде только, одно или два письма могу написать, а лежит на столе более двухсот полученных мною, и не читанных; некогда и душу отвести почитать книжечку; теперь только и мог сии строки написать, спешу на гостиницу, там ждут многие, и никаких мыслей не могу собрать.

Вижу, что ты теперь по келлии успокоилась: слава Богу; но остается решиться на устроение себя при обители, о чем и вопрошаешь меня; вижу и колебание твоих мыслей и на ту и на другую сторону.

Когда хочешь устроить себя, то надобно оставить двоедушие, ибо муж двоедушен неустроен во всех путях своих (Иак.1:8); а при уповании на помощь Божию – решиться на то, к чему более дух мирен; а вперед что бы ни случилось противное к твоему искусу, надобно принимать, что это послужит к твоему спасению; через искушения мы приходим в разум истинный, а от разума к смирению, которое всего нужнее нам ко спасению; а когда будем делать разбор людских неисправностей, то нигде нельзя найти пользы и спокойствия. – Вот мое тебе решение; а более я не могу сказать.

Я писал к тебе на письмо твое о помыслах, томящих тебя, и теперь скажу, что оные происходят не от вне, но от внутрь. Вера ходатайствует нам все благое, а неверие противное; и разум противен вере, когда оному последуем и веру оставляем; – вера успокаивает, а разум в сомнение приводит. Очень высоко, но надобно сказать: в истории евангельской видим сказанное о Господе нашем Иисусе Христе, когда пришел из Капернаума во отечествие Свое: и не можаше ту ни единыя силы сотворити, за неверствие их (Мф.13:58), – не то, что не мог; но неверствие было сему причиною. И святой Апостол Петр, с верою вступив на море, хождаше по водам, а усумневся начен утопати (Мф.14:29,30).

Оставляю все разбирать, а только изъявляю мое искреннее желание тебе спастись и советую обратить внимание на свое устроение, которое требует многого занятия, чтобы истребить страсти: самолюбие, самомнение, гордость, от которых сильно действует в тебе яростная часть: читай в отеческих писаниях, чем оная истребляется, найдешь, что не тем, когда никто нас не трогает, но, напротив, когда показуют нам оную другие, смотрением Божиим. – Мир тебе! 9го июля 1854го года.

Письмо 85

Слава Богу, что ты удостоверилась в том, что в Се место твоего призвания и поприще подвига против страстей и злых духов, воюющих на нас невидимо нашими же страстями.

Покой наш – победа над страстями, и почитие от оных. Где только явится возмущение сердца, то уже это и есть подвигнувшаяся наша страсть, а нисколько не виновен в оном ближний наш, показавший нам оную, смотрением Божиим, чтоб мы постарались об исцелении оной; а если разобрать, какие более господствующие наши страсти, то найдем, что это – самолюбие, славолюбие и честолюбие, совокупляющиеся от одного корня гордости, от которой и все прочие происходят: зависть, ярость, гнев, злоба, ненависть и все злое.

Смирение одно сильно противоратовать, истреблять все страсти; о сем мы довольно знаем; только надобно понудить себя к деланию; и Господь пошлет свою помощь.

О писании паки скажу, что не истязуй от меня оных часто, я много оных получаю, но на нужнейшие только отвечаю, и то не саморучно. Мир тебе и живущим с тобою! Многогрешный И. М. 30го июля 1854 года.

Письмо 86