Prep. Macarius of Optina

Что и с тобою случилось: ты была мирна, спокойна, занималась духовным чтением и проч., но благодать Божия приуготовила тебе испытание и обличение твоего устроения. Читавши отеческие книги, ты питала свою душу и ум теоретически; и была спокойна. Но спокойствие оное было не надежно – не от вне, а от внутрь лежащих в тебе страстей: самолюбия и прочих. Явилось обличение, ты смутилась; отчего же? – Явно, оттого, что прежде никто тебя не трогал.

Перейди от теории к практике и научайся, как поступать при возмущении страстей и как приобретать терпение. И что ж надобно терпеть? то ли, когда мы бываем поносимы и укоряемы по вине нашей, или то, когда невинно нас поносят и уничижают? Кажется, в этомто и состоит терпение: когда мы невинно страждем; да и Бог это знает, но посылает. – Не сомневаюсь, что ты веруешь сему.

Опять же, когда страсть ярости и гнева подвигнулась в тебе, то она не от них вложена, а они тебе только показали ее, смотрением Божиим, дабы постаралась об исцелении ее самоукорением, и смирением, и любовью.

Но как можно любить оскорбляющих: они нам злодеи? Господь знал это, а приказал: "Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть, и изгонящыя вы" (Мф.5:44) и: "Аще бо любите любящих вас, кая вам благодать есть, не и язычницы ли такожде творят" (Мф.5:46,47). Вот как спасительно нам сие заповедание: оно отъемлет от нас всякое оправдание и дает средство к излечению наших душевных болезней.

Итак, случай этот, мало потрясши тебя, показал тебе твое устроение; и паки мир водворился в тебе. Хотя и остались следы болезни в телесном твоем составе, но и в этом не вини других, а усматривай промысл Божий, пославший тебе и сие за малодушие твое. Благодари Бога о всем, а Он силен и телу твоему даровать здравие и душе спокойствие.

Я написал тебе то, что ты и сама знаешь, но только напомнил; – иногда при возмущении страстей возмущается и душевное око и помрачается духовный разум. 5го октября 1854 года.

Письмо 88

Пишешь о своей и родных твоих скорби о кончине племянницы твоей Вы; я верю, что чувства и сердце немощны, но разум и вера должны укреплять оные: кто разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть? (Рим.11:34), и для нас судьбы Его непостижимы. Итак, в покорности воле Божией надобно искать утешения и в надежде на будущую жизнь. Ведь и мы тут не вечные жители: пройдет несколько годов – и много туда переселится; надобно о том пещися и просить Господа, да подаст Он нам христианскую кончину, непостыдну, мирну, и доброго ответа на страшном судище Христовом.

Вот это нам нужно и к сему надобно себя приуготовлять; а Ва счастлива, что избавилась здешней суетной и многоболезненной жизни; счастье здешнее не прочно; кто знает, что бы ее встретило впоследствии? А теперь она в вечности, куда и все переселимся; а так безотрадно скорбеть и убивать себя свойственно только неверующим, ибо для них нет надежды на вечность, и лишение их безотрадно. Господь да утешит всех вас духовным утешением. Чего усердно желаю и остаюсь многогрешный И. М. 22го января 1857 года.

Письмо 89