Prep. Macarius of Optina

Христос Воскресе!

Благодарю тебя за поздравление меня с праздником и я тебя поздравляю краткими строками. Никто не знает моей беды: я с голода умираю, – не имею время книги почитать. Все пишу, а вновь заваливают; дня по три лежат письма не читаны. Пишет всякий – одно, а ко мне доходят в неделю – по пятидесяти писем. Что делать? Да и писатьто времени мало: то немощь, то люди, гостинница.

Ты жалуешься на свою немощь: да ты одна, свободна; Бог видит твою немощь, выше меры не истяжет телесного делания, но попекись о внутреннем, душевном. Смирение и болезнь сердечная заменяет все наши делания телесные; а кому оная не дается – прочти в 89м слове св. Исаака Сирина.

Матери Те в трудах желаю помощи, коими обрящет спасение, когда будет смиряться, "виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя" (Пс.24:18).

Остаюсь желатель вашего здравия и спасения многогрешный И. М. 16 апреля 1857.

Ты сознаешь себя, что увлеклась в скорбь и ропот на N.; но чтением отеческих учений пришла в сознание своей немощи. Вот какую пользу приносят нам отеческие книги: оные указуют нам промысл Божий, пекущийся о нашем спасении, орудием имея людей, действующих против нас.

Если посудить здраво, доставит ли нам пользу внешнее ношение мантии? Она есть образ смирения; а если люди ищут или желают ее, то конечно уже не для смирения; о прочем умолчу…

О матери N. Nи не могу ничего тебе сказать; самооправдание на всех действует, и по сему самому не могу ее оправдывать. И. М. 9го июля 1857 года.

Письмо 91

Новое обстоятельство – поручают тебе Ою Ину, и ты в этом находишься в недоумении: как принять на себя это иго? Спрашиваешь меня, я тебе и здесь еще говорил, что дело это тебя не обойдет; по моему мнению, не надобно отказываться не потому, что ты достойна, но потому первое, что для тебя самой нужно иметь непременно деятельность, ибо ты испытала, что безмолвие всегдашее для тебя утомительно, а в сообращении с нею и столкновении некоторых неприятностей, будешь и себя познавать, и работать над собою; а второе – как ее бросить, при благом ее произволении ко спасению? Она может исправиться, и примется за работу над истреблением страстей, оставлением своей воли и разума. Так прими в надежде на помощь Божию и получишь обоюдную пользу и от Бога воздаяние.

Испрашивая на тебя и на Ту твою Божие благословение, остаюсь желатель вашего здравия и спасения многогрешный И. М. 8го сентября 1858 г.