Prep. Macarius of Optina

Письмо 93

Ты тужишь о моем нездоровье, спаси Господи! не скажу, чтобы я лежал больной, но я здоров, – хожу, по временам ослабеваю, что ж тут мудреного? – 70 лет, чего более ожидать? только дай, Господи, христианской кончины; безболезненной, непостыдной, мирной и доброго ответа на страшном судище Христовом; о чем мы всегда, с Церковью, Господа нашего просим. Прошу и тебя помолить о сем Господа.

А если кто имеет какую пользу через мою худость, то это не мое, а по вере их; силен Господь и бессловесное животное вразумить и писанием наставить. Поздравляю тебя с переходом на новоселье: да благословит Господь вас на мирную жизнь, и Матерь Божия Своим заступлением да сохранит вас от всех сетей и козней вражьих.

Ты пишешь, что О. И. имеет благое произволение и мягкий характер, но навыки почти детские, которые по времени могут исправиться, при помощи Божией и ее произволении. Впрочем нельзя обойтись без борьбы и брани духовной. И. М. 11го октября 1858 года.

Письмо 94

Не похвалю тебя, что ты просишь Бога о сокращении дней твоих. Ты проси даровать тебе прочее время жизни твоей прейти в мире и покаянии, христианской кончины и доброго ответа на страшном судище Христове; а о времени кончины Он Сам весть, предоставив оную; но от нас сокрыл, дабы мы были всегда готовы к смерти.

О. Ина предлагает многие вопросы подвижнические, например: в 12 часов вставать Богу молиться, по разу есть, а по два чай пить, и прочее; а о нравственном устроении ни слова не слышно. Я уже писал ей, чтобы она не увлекалась в большие подвиги, а старалась бы иметь отвержение своей воли и разума и стяжавать смирение; это скорее доведет до врат царствия. Она ясно повлекалась своими молитвенными правилами и постами; а о смирении не понимала. Ну хорошо, она поднимется на молитву ночную, а других осудит, что лежат: какая же польза из этой молитвы? Я ей писал, чтобы слушалась тебя и не делала ничего самочинно. Как же мне знать ее настроение, силы и произволение? тебе видно все: в чем ее надобно остановить, в чем понудить. Слава Богу, что имеет благое произволение, Он поможет и познать свою немощь, и смириться. Многогрешный И. М. 4го ноября 1858 года.

Письмо 95

Быт ваш все еще не устроился, как должно, с юною делами подвижницею; в ней видны прежние привычки самочинные и самомнительные: мнимых исправлений поста, молитвы, а ни мало нет старания, чтобы познать, какие есть у нее страсти, и как оным противляться; хотя и имеет желание спастись, но еще не познала истинного пути отвержения своей воли и разума. Она о себе пишет только то, что трудно открывать свои помыслы, да и не знает, какие открывать и какие оставлять как мимоходящие. Я сначала было ей так сказал, что мимопроходящие оставлять с тем намерением, что она тебе может наскучать, а теперь вижу, что надобно все открывать, а то враг обольстит ее.