Prep. Macarius of Optina

Что ты велела ей молиться, а не спать в церкви, а ночные акафисты оставить, также и поститься в меру, – хорошо сделала; мне только одно не нравится, что ты делаешь ей замечания с иронией, а не просто; в последнем средстве видится любовь, а в первом насмешка – отчуждение любви.

Читать ее заставляй так, как детей учат, по урокам, назначив прочесть скольконибудь, и пусть скажет, что она поняла из прочтенного. Если она не понимает нашей писанной книги (чему я не верю); то пусть прочтет славянской прежней печати, и назначь ей время чтения и время занятия в рукоделии.

Касательно содержания и келлейных, – в этом можете сойтись; и конечно, если не трех иметь, то надобно какуюнибудь приглашать в нужное время.

Брат ее находит жизнь нашу иноческую бесполезною; а что он: Евангелист ли, Апостол ли, или Пророк, или един от знаменосных и духовных отцов, что так законополагает? Но он – мир, а Господь сказал: "Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир" (Ин.15:19). Мы же в своем смысле и разуме должны конечно иметь себя "яко отреби миру" (1Кор.4:13), то есть хуже всех считать себя, а их оставим в покое мудрствовать, как хотят. 8го декабря 1858 года.

Письмо 96

Поздравляю тебя с наступающим новым годом, встретивши радостно праздник Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Да благословит Господь тебя начать новый год и продолжать в благоугождении Господу по святым Его заповедям, и в смирении зря высоту оных и нашу немощь; ибо по смирению призирает Господь! Письмо твое я получил 24 числа; благодарю за поздравление меня с праздником и за благожелание.

Ты упоминаешь о желании твоем умереть: это надобно предоставить воле Божией, Он больше нас знает; ты говоришь, страсти не исцелишь, леность окаяннейшая! – Не ужели ж и смириться не хочешь? А смирение все страсти истребляет; как же мы со страстями туда явимся? Они и там покоя не дадут. А мы будем просить Господа: прочее время живота в мире покаяния скончати и христианской кончины безболезненны, непостыдны, мирны, и доброго ответа на страшном судище Христовом, как Церковь наша ежедневно молит Господа; а когда умереть, это да будет по воле Божией.

Ои Ины плетения происходят от брани вражьей, он не спит, но "яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити" (1Пет.3:8), – кто не стоит на бранном подвиге, того и не трогает и так не стужает; а она неопытна, и чем более силится отогнать помыслы, но они не отходят, – смущается, а сим подает больше врагу поводов восставать на нее. Ты сама на себе испытала и испытываешь разного рода брани от врага, но не имея оружия – смирения, побеждаетесь. Во смирении же нашем помянет нас Господь, и избавит от врагов наших (Пс.135:23). Очень рад, что ты познала свою ошибку через мое обличение. Обличай премудра и возлюбит тя; даждь премудрому вину, и премудрейший будет (Притч.9:8,9); а что сказано о злых, то сама прочти.

Сестры стремятся скорее в свою обитель, и я одобряю сие их стремление: "Как ни хорошо в гостях, а все дома лучше": сколько же они пробыли в молве и отлучке от места своего подвига и были как обуморенные: "Птица летит в свое гнездо, да выведет детей, а монах поспешает в свою келлию, да сотворит плод духовный; и яко же рыба вне воды, тако и монах вне своей келлии". Это отеческие учения; а твое суждение не одобряю. И. М. 15го января 1859 года.

Письмо 97