Prep. Macarius of Optina

В нахождении скорбей надобно наблюдать, чтобы всякий случай скорбный относить к посланным от промысла Божия; оскорбляющих нас считать орудиями Божиими, коими Бог действует в деле нашего спасения, почитать их своими благодетелями, отнюдь не винить их, но себя обвинять и почитать достойными не только сих, но и вящших скорбей. Хотя в настоящее время и не подали к сему вины, но прошедшее время жизни нашей во грехах подало вину праведному суду Божию поднять жезл Свой отеческий к очищению грехов наших; при таковом уготовании и принятии скорбей, они будут вам удобоносимы и скоропреходящи. Когда же обратите вину на оскорбляющих и будете на них роптать, принося в уме себе оправдание и неповинною почитать, то скорби более умножаются и отягощаются до малодушия, которое есть матерь мучения, а напротив терпение есть матерь утешения. С таковым благим расположением принимайте и вы посланные скорби вам, то они в пользу обратятся, и помните то, что все маловременно здесь и вечере водворится плач, и заутра радость (Пс.29:6).

Вы напрасно сомневаетесь в принятии монашества и думаете, что как прежде жили без пользы, то и весь век так пройдет. В чем же состоит успеяние нашего спасения? как вы полагаете? В том ли, чтоб проходить большие подвиги и думать, что мы уже успели и находимся на пути спасения, и сим утешаться? Нет, – успеяние нашего спасения состоит во смирении. Когда мы, и делая благо, не полагаем во оном надежды спасения, но считаем себя землю и пепел. Когда же мы, делая что благо, возомним о себе нечто; тогда отнимается от нас сила к творению благого и попускается побеждаться страстями, дабы смирили свое мудрование, почитая себя хуже всякой твари. Или вы не знаете, что Господу Богу приятнее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью?

Теперь понимаете ли вы, что обеты монашеские и самая одежда есть нам помощь к стяжанию смирения. Не быв монахинею, вы удобно бы себя извинили во многих слабостях; а теперь напротив не можете извинить, но всемерно от них удаляетесь. При побеждении же какоюлибо страстью, от немощи или за гордость попущенною, должны зазирать себя, каяться, но не отчаиваться и не считать себя погибшею, но смиряться; – на смирение призрит Господь. Читайте книги св. отцов: св. Иоанна Лествичника, св. аввы Дорофея, св. Ефрема Сирина, также и прочие, в коих обрящете истинный и незаблудный путь спасения во смирении обретающийся; а мнения о себе отвращайтесь, хотя бы и дарования какие ощутили, бойтесь принять их за истину, дабы не попасть в прелесть вражью. Хотя бы и страсти вам не стужали, не верьте сему. Св. Исаак учит: "Прежде даже не внити тебе во град смирения, не верь сему, хотя бы и почил от страстей, а ожидай какогонибудь готовящего тебе подкопа", и еще: "Аще кто не помышляет себя грешна, молитва его несть благоприятна перед Богом".

Благодарите же Господа, что Он сподобил вас облещися в ризу спасения, и идите путем смирения. А премилосердый Господь да укрепит вас на оном, Коего покрову вручая вас и желая вам душевного мира и здравия, остаемся недостойные ваши богомольцы, многогр. Иеросх. Л. и мног. И. М. 1 ноября 1838 г.

P.S. В воскресные дни правило четочное оставляется.

Письмо 103

Вы описываете бывшее ваше малодушие в скорбях перед пострижением, а того себе не представляли, что искус сей для вас великую пользу принес; все это было смотрением Божиим устроено, а не слепой случай тут действовал. Вы приуготовились к принятию монашеского образа, а в чем состоит его сущность, и какие вы давали обеты при пострижении? не то ли, чтобы все терпеть. Параман и крест что иное означают, как не памятование о данном нам обете к терпению? Так благодарите же Бога, что Он вас обучал терпению, и ныне всякий случай должен быть уроком к научению терпению, и не только от внешних наносимых, но и от внутренних злоб духов, или к действию страстей, или к отчаянию понуждающих.

Повиноваться игуменье вы обязаны во всем и отнюдь не идти против ее, а иначе воздвигнете на себя бурю и не можете ее понести.

Писать к нам со искусством мы не воспрещаем, о чем нужно духовно вопросить. Силен Господь по вере вашей даровать слово, для пользы души вашей; о чем св. Варсонофий пишет: "Ежели не доволен твой старец решить твои недоумения, можеши вопросити иного". И сами поучайтесь в учении св. отцов, но более в деятельных, а не умозрительных, и старайтесь, сколько силы есть, исполнять оные со смирением.

Помните слово сие: поучайтесь в деятельных, а не в умозрительных, от которых вы уже и пострадали; прежде времени взыскивали того, что даруется во время свое по делании и трудах, и совершенном смирении.

Вы пишете, что читая не понимаете, а особенно Каллиста Катафигиота. Да как же можно вам такую высоту понять? Все умозрительное; вы только всуе труд иждиваете, читая оную. Читайте св. Иоанна Лествичника, св. Ефрема Сирина, св. аввы Дорофея, – в Добротолюбии: св. Марка Подвижника, св. Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, но и то из них деятельные главы, а не о молитве; св. Каллиста и Игнатия – также деятельную часть; Петра Дамаскина, Иоанна Карпафийского, Диадоха, Никиты Стифата, Феодора Эдесского и Нила Постника. Вникая в их учения, познавайте свою немощь, а не к людям обращайте; тогда нечем будет возноситься и нельзя подумать о своей жизни чего высокого; а равно и отчаяться не можете, но в среднем чине будете проходить свою жизнь, памятуя, что перед Богом угоднее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью. На сей раз довольно вам написали. Сам Господь да восполнит недостающее. Недостойные ваши богомольцы мног. Иеросх. Л. и мног. И. М. 21 февраля 1839 г.