Prep. Macarius of Optina

Письмо 104

Пишете вы от 12 марта, изъясняете о своих немощах, лености, нерадении и прочее, и что разве с понуждением только принимаетесь за правило и чтение духовных книг.

Находясь на поприще духовной брани, как же не иметь сопротивления и борьбы от врага? Но в том и показуется и искушается наша вера и любовь к Богу, когда хотя с принуждением приступаем к делу; а Бог, видя ваше понуждение, пошлет и помощь Свою, так и с покоем все оное будете исполнять, но тогда уже будете знать, что не своею силою, но помощью Божией творишь.

Когда же бы проходила легко какуюлибо добродетель, то приписывала бы своим силам и пленилась бы умом в высокоумие, а оное больший вред с мнимыми (добродетелями) принесло бы, нежели теперешнее неисправление; тут и по нужде мысль имеем смиренную, не видя ничего в себе доброго, но не отчаиваясь; и от сего часть Божия еси и получаешь призрение свыше тебе не ощущающей сего. На чувственной брани, хотя воины и ранены бывают, однако, перевязав оные раны, паки в бой вступают, и за сие получают великие награды от царя; так и на умной нашей брани Царь Небесный взирает на воинов Своих и, видя их борющихся, хотя и уязвление приемлющих, но не отступающих от подвига, посылает им Свою помощь и награждает духовными дарованиями достойных. Пишет о сем духовный муж: "Егда искушения различна и страсти, и немощи, и недоумения обымут тя, тогда наипаче утверждатися в вере о Господе, и не отчаиваться подобает; аще бы и тысячу язв на всяк день приял еси, брате, да не повинишься врагу твоему, еже отступить от подвига, и уклониться в отчаяние. И аще тебе сие случится, да веси яко сие завидяй сатана предложению доброму твоему, тако вооружился на тя, ты же токмо не унывай и веруй, и посетит тя Господь вскоре тайным утешением Своея благодати".

В числе сих заключается и та брань, о коей пишешь; можно еще и то сказать о ней, что брань попущена за явную твою гордость о прежде бывшем твоем утешении. Врачевство сему – смиренномудрие сердца. Св. Исаак и прочие многие св. отцы пишут: "Аще не будет попущен человек утомлен быти страстьми душевными, или телесными, не может умудриться в бранях, познать своей немощи и смириться".

Итак не отчаивайся в милости Божией; читай духовные книги, – более деятельные, как мы и прежде писали; подражай их учению, а в немощах смиряйся. Премилосердый же Господь да просветит тебя, да вразумит и наставит на правый путь и укрепит на оном незаблудно идти.

К матери игуменье старайся иметь любовь и почтение; молись за нее. Ежели ж какой помысл неверия или хулы приникнет к твоему сердцу, отскочи от него, яко от блуда, по слову Иоанна Лествичника, то и ей возвестит Господь иметь к тебе материнскую любовь, и в случае нужды, по вере твоей, подаст ей слово к твоему духовному окормлению. Многогр. Иеросх. Леонид и мног. И. М. 4 апреля 1839 г.

Письмо 105

Намерение ваше благое; да благословит Господь и благопоспешит исполнить оное. Вы делаете из любви к ближнему, отказывая себе во многом, и о сем Спаситель наш изрек: "Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя" (Ин.15:13). Вы не хотите, чтобы о сем знали другие, по многим причинам, дабы не скорбели на вас, не препятствовали, а другие чтобы не хвалили: все сии предосторожности хороши. Но остерегайтесь душевного лестца, дабы он не предстал к вам с умственным велехвалением вас и ублажением за доброе сие расположение. Представляйте себе, что без помощи Божией мы ничего сделать не можем, то нечем и гордиться. Когда же возомним о себе нечто и припишем себе благие дела: тогда и помощь Божия отнимется, и мы познаем свою скудость в добре и немощь в исполнении оного. Многогр. Иеросх. Л. и мног. И. М. 15 апреля 1839 г.

Письмо 106