Prep. Macarius of Optina

Письмо 111

Описываете вы свои скорби за перемену к вам единодушной сестры вашей, матери N., и просите совета нашего, что вам делать. Вы указываете на перемену их к вам расположения, о своем – ни слова не упоминаете; но как видно, должно быть и в нем перемена: то может быть, со стороны ее и нет вины; вы же говорите, что прежде не хотя скрыть вашей переписки, после сама к тому вас поощряла, а притом же между вами никакой видимой ссоры не происходило. Посему кажется и надобности нет вам с нею расходиться; да теперь и по отсутствии ее на долгое время в сем предмете не должно вам смущаться. Когда же она возвратится, то лучшее средство к умиротворению вашему находим: объясниться пооткровеннее с нею о сем, и ежели в чем находится с какой стороны вина, постараться оную исправить, и паки продолжать жизнь по Бозе.

Сожалительно ваше положение, что вы не извещаетесь ни к кому иметь откровения, хотя в некоторых нужных случаях весьма бы полезно сие; но в этом ваша вина, что вы не ищете сего в простоте сердца. Ибо кто с простотою сердца и со смирением взыскует пользы, то "и малому отрочати возвестит Господь сказать ему на пользу слово"; а то, видно, действует тонкая гордость, по словам св. Иоанна Лествичника.13 февраля 1840 года.

Письмо 112

В чем полагаешь свое расстройство с У.? В том ли, что прежде делили сладкое и горькое пополам? Нам неизвестен ее духовный разум, к какой мере оный состоит? но только полагаем, что вы были прежде единомудренны и единодушны; когда ты сделала перемену в своем мудровании против прежнего, а она осталась при своем, то у вас и не может быть единодушия. Бог вселяет единомысленные в дом (Пс.67:7). Ты не должна за сие крепко оскорбляться: может быть это и на пользу послужит, и ежели у вас нет никаких личных, явных неприятностей, то для чего вам расходиться? Ты все оказывай с своей стороны тоже расположение, и ей Господь возвестит о тебе. Однако по духовному разуму не думай о себе, что ты лучше ее, но что недостойна ее внимания, и потому Господь не возвещает ей о тебе. Желаю, дабы исполнилось твое желание побывать у нас в обители, и чтобы обрести душевную пользу по вере твоей.

Сестрица твоя М. Уна горит желанием к нашей жизни. Слава Богу! Но она не видит искушений: это Бог сокрывает, призывая к Себе любящих Его. Благодарение Его благости! Хотя и посылает искушения, но каждому по силе, и по мере его устроения к пользе: а без искушений спастись невозможно. Просим тебя передать ей нашу благодарность за усердие ее и писание, – и желание наше, да устроит Господь ее по желанию сердца в лик служащих и работающих Богу дев.19 марта 1840 г.

Письмо 113

Описываете скорбь против N.N.; причиною оной видим, да и сами вы полагаете, самих вас: прежде в сердце положила выступить из границ послушания, а от одного помысла родилось большое смущение, и наконец происшедшее и в явную вражду. Ежели ж была невинность с вашей стороны, то и совесть была б спокойна, нечего бы было и смущаться; а то явно показывает вашу виновность ваше немирное устроение. И как произошло сие от гордости, то надобно искать врачевства в противной сему пороку добродетели – самоукорении и смирении. Когда кто истинно зазрит себя, то и успокоение получит; – а это слово ваше: "Неужели и теперь вы мне скажете, что есть надежда ко спасению?", весьма противно, и не прилично не только писать, говорить, но и в мысль принимать. Неоспоримо, что ты согрешила противлением от гордости происшедшим и дала место врагу возобладать над твоим сердцем, навести смущение; но неужели и нет покаяния? Для кого пришел Христос? Грешников призвать; а не праведников, следовательно и есть надежда спасения – Христос, к Нему всегда прибегаем, просим прощения грехов наших и помощи в немощах наших. Знай, что "где последовало падение, верно предварила гордость", как и прежнее было тебе попущение – страдать от мучительства страсти. – Вознадеялась на свои дела и на свою силу; сего ради и попущена впасть в сокрушение костей души твоей, да познаешь свою немощь и смиришься, а на смиренных призирает Господь.