Prep. Macarius of Optina

Из писем твоих мы видим, что в одну неделю вышла большая перемена в твоем устроении, кольми ж паче теперь, и надеемся, что, при помощи Божией, гораздо в лучшем положении находишься и верно умиротворилась. Отчаиваться никак не должно, что бы ни случилось: но всегда надобно прибегать к Богу и к ближнему с покаянием; на это есть много в св. Писании и в учениях отеческих, о чем мы уже и писали прежде к вам; а особенно у св. Петра Дамаскина, у св. Исаака Сирина, у Иоанна Карпафийского. Молись Богу за игумению, всегда себя укоряй мыслью и ставь себя виновною перед нею, то и получишь исцеление.

Письмо 114

Радуемся, что имеешь мир к своей м. и. Когда будешь идти смиренным путем, то и всегда мир пребудет с тобою. Поучайся в учении св. отцов, пекись о правиле; но это посев, а плодов должно ожидать от благого устроения нрава, плод же духовный есть: любы, радость, мир, долготерпение и прочее (Гал.5:22). – Когда же не будем трудиться в посеве, то и плодов нельзя ожидать.

Вас сильно оскорбляет то, что М.М. с вами разошлась по келлиям, чему мы не мало удивляемся; для чего вам с ней вязаться, когда она не имеет по духу усердия, что уже давно вам известно? Какие бы ни были на сие причины, но, видно, так надобно быть, и вам по духовному разуму должно винить себя, но не смущаться, а успокаиваться: а смущение показывает какуюнибудь страсть. Желаем, чтобы тебя Господь утешил в сей скорби. По келлейной работе можно взять к себе какуюнибудь простую девушку, но с благословения м. игумении. 20 июля 1840 г.

Письмо 115

Ты боишься, дабы М. не открыла твоей духовной переписки, что ж из того будет? – Ежели и откроет, не порок откроет, а то, что ты ищешь спасения, не доверяя своему разуму. Когда же сие тебе вменится в вину и в строгое запрещение, то, видно, так Богу угодно за наше и твое бесплодие в добродетели. Но это еще неизвестно; между тем ты и сего опасалась, когда откроет причину вашего расстройства; равно – и тогда то же может случиться, покрывающу Богу. Хотя ты и не желаешь ей зла, но неприятное в сердце чувство к ней, и тяжело ее видеть, – показывает твое памятозлобие. Прочти поучение аввы Дорофея о памятозлобии, и "О еже укоряти себя", то и увидишь свое устроение.

Желаешь отдать себя на рассмотрение, что такое находится в твоем характере тяжелое, которое может ожесточить людей? Тото и есть, что занята собою, думаешь, что так идешь, а своей немощи не познаваешь. – Не оправдываем и ее за смущение, но сие более до нее касается, а не до тебя; а ты, смотря на свое устроение, обвиняй себя и молись за нее Богу. 7 ноября 1840 года.

Письмо 116