Prep. Macarius of Optina

Сожалеем тебя, что впуталась в такие сети, где после должна была попрать совесть ложною божбою. Твоя была ревность помогать другим, но, видно, не по Бозе; вперед остерегайся подобных случаев. Т. Уна опасается за тебя, что и ты не вздумала бы куда переходить, заметя коечто из твоей записки; но мы уверили ее в противном и старались по сей части успокоить. Они, видно, на себе испытали: перешедши и до сих пор не имеют своего утла. Но мы видим, что ей это искус, который всякому нужен в разных видах: в одном месте то, в другом другое смущает, а все для обучения нас терпению, она теперь относится к матери игумении со своими немощами.

Ты не знаешь, в чем время убить: служба короткая, и время тянется очень долго; находишь только в работе свое удовольствие; это лучше, нежели ходить из келлии в келлию. Неоспоримо, что лучше работою заниматься, нежели таскаться по келлиям, но и между работою можно употребить время на духовные упражнения: на чтение и на правило, которые и дополнят краткость службы с душевною пользою. Труды или работа весьма полезна, но когда делается беспристрастно; а когда за оною оставляем душевные занятия без нужды, то уже явно показывает страсть.

Просишь разрешения на твое недоумение: о слухах в избрании тебя в казначеи пишешь, и ежели точно будет сие, то как тебе поступить? Хотя оно и выше твоей силы тебе кажется, но ежели не по твоим проискам или по честолюбию, а единственно из послушания для общей пользы примешь, то и Божию помощь обрящешь. Как искание начальства вредно, и отрицание не всякое полезно.

Насчет же другого послушания, т. е. какое и при оной должности оставить при себе, – клиросное или просфорное, то по всему кажется приличнее то, которое хвалу Богу воссылает. Хотя оно и трудно тебе, но тогда ты будешь иметь долг, по обязанности своей, понудить и других быть деятельнее, и ходить к утреннему пению; это к их же спасению послужит. Ежели будешь о сем внушать им собою, и через игумению: то убоятся гласов сих, возбудятся и после привыкнут к сему, сами же будут благодарны.

Написали тебе наше мнение, а исполнение оного да будет в воле Божией; не с тем пишем, чтобы желали тебе начальства, но когда будет Божие избрание, – покорися оному со смирением. 4го февраля 1841 года.

Письмо 118

Поздравляю тебя с праздником приближающимся ВоскресенияХристова; да утешит тебя Господь в сем торжестве сердечною радостью; еще поздравляю тебя со вступлением в новую должность казначеи. Мы знаем, что ты сего не искала, но приняла за послушание, то и пошлет тебе Господь Свою помощь и всему научит, что тебе кажется дико, странно и незнакомо. Помни, что ты позвана не на честь и славу, но для общей пользы обители и спасающихся в оной сестр; не возносись своим первенством над другими, но елико велика еси, толико и смиряйся, по слову Писания: ты поставлена не да послужат тебе, но ты им послужишь, и восприемлешь мзду верных и мудрых строителей; только не возносись над другими, и, сколько можно, немощи немощных носи; не себе угождай, но ближнему во благое. Проходя путь жизни сей, познавай и свою немощь и берегись строго судить немощи других. Бог силен их спасти, однако ж, сколько можно, старайся по обители устраивать порядок, хотя внешний, что от тебя зависит, а там пошлет Бог помощь и ко внутреннему благоустроению. 22го марта 1841 года.

Письмо 119

Во всех твоих письмах описываешь свои недоумения, скорби и смущения по должности происходящие, чего ты, конечно, не ожидала при вступлении твоем в обитель (так как теперь и сестрица твоя В. думает, только бы войти в монастырь), но невозможно быть сему, чтобы жизнь всю провести без искушений и скорбей, а быть в отраде и без попечения. Тутто и познавай, что Бог о тебе промышляет, когда посылает скорби и печали, и хочет тебя оными обучить и преумудрить в духовном разуме. Без скорби ни смириться, ни в духовный разум прийти не можем; и будь твердо уверена, что кроме попущения Божия, никакая скорбь приключиться нам не может, хотя повидимому и кажется, что люди причиною нам оных бывают, но они суть только орудия, коими Бог действует в деле нашего спасения. Помни, что Христос вчера и днесь, той же и во веки (Евр.13:8); и когда воздвигнется буря недоумений, смущений и печалей, прибегай к Нему вопиюще: Господи! спаси мя; погибаю, – и Он пошлет тебе Свою помощь. Для того, пишет св. Исаак, и умножил Господь сих пестунов (скорбей), чтобы пребытным к Нему взыванием и памятью Его освящалось наше сердце.

Также старайся всегда винить больше себя, нежели других, хотя бы и казалось тебе, что ты права; самолюбие уменьшает наши вины, а других увеличивает. По учению того же св. Исаака в 51м слове, когда мы других обвиняем, то и скорби умножаются и неудоботерпимы бывают; а когда себя виним и считаем достойными быть не только сих, но и вящших скорбей, тогда оные легки бывают и скоро проходят. Имей себя землю и пепел и уготовляйся к подъятию скорбей: с таким уготовлением удобнее понесешь приключающиеся скорби.