Prep. Macarius of Optina

Письмо 122

Пишешь, что страдаешь унынием, но внешние скорби поутишились; а во втором, что на сих днях опять множество скорбей тебя окружало, но все прошло. Из сего можно видеть, что ты находишься на поприще подвига монашеского или христианской жизни и приняла на себя благое Христово бремя и легкое Его иго. Тебя посещает Господь, ежели не внешним крестом, то внутренним – унынием, и ты должна с терпением и благодарением принимать сие благое иго; между сими же несомненно чувствуешь иногда спокойствие духа и утешение. Духовная же жизнь не в том только состоит, чтобы вкушать внутренние ее сладости и утешения, но в том более, чтобы терпеть благодушно лишение их и прочие скорби. От всех сих познается наша к Богу любовь, когда несем их благодушно; познавая свою немощь и нищету, смиряемся от сих. Вспомни первое свое устроение, когда наслаждалась духовными утешениями; что от сего приобрела? По лишении их, одну пустоту, и едва не впала в отчаяние, когда после оных восстали на тебя волны страстей. Видишь, как не прочно оное утешение, которое не приносит смирения, а только обольщает, и без вкушения скорбных, поставляет в опасности имеющих оное.

Напротив, крест творит нас причастниками страстей Христовых и славы, но тогда, когда Ему будет угодно даровать, и нам будет полезно. И так, возлюбленная о Христе сестра! Не изнемогай в постигающих тебя скорбях, но помни данный нами обет – терпеть оные, и увещания тебе пастыря, что "когда объидут тебя оные, то радуйся, яко мзда твоя многа на небесех, и теми начертывается живот вечный".

Искушена же быв скорбями сама, можешь искушаемым помощи; можешь быть полезною и сестре твоей В.; она теперь стремится, думая, вшедши во обитель, сейчас на небо возлететь; но ты, искусившись сама, можешь удержать ее, и как пишут отцы: "Аще видиши кого юна на небо текуща, запни ему ногу". Вы обе можете быть друг другу полезны: ты ей, а она тебе. Верно не будет ближе ее к тебе никого, а это не малое дело в случающихся скорбях и недоумениях – изливать свою душу; и Сам Господь будет вам наставник и хранитель, по Своему неложному глаголу: "Идеже бо еста два, или трие собрани во Имя Мое, ту есмь посреде их" (Мф.18:20).

А о помощи бедным надобно иметь не малое рассуждение, смотря по их обстоятельствам и нуждам, сохраняя притом и свое душевное устроение; чтобы не впасть во мнение о себе и в осуждение немилосердых.

Доверия твоего я не отвергаю, но прошу помолиться, чтобы Господь даровал мне истинный разум – давать ответы на твои вопрошения; а сам о себе не могу ничесоже творить. 9го декабря 1841 года.

Письмо 123

Удивляюсь долгому ходу моего к тебе письма от 9го декабря, получила 6го января, почти через месяц: из Америки скорее можно получить. Я же, напротив, получил твое письмо довольно скоро, от 19го января 25го, но до сих пор не отвечал. Из оного вижу, что сестра твоя М.У. располагала проситься к тебе погостить; из сего заключаю, что она должна быть у тебя в гостях. О решимости ее с маменькой также ничего не знаю. Итак, я пишу теперь к вам обеим вместе: ежели она теперь и временно живет, пусть испытывает себя и приуготовляет к терпению, без которого и спастись нельзя, – и твои скорби разделяя с тобою, научится от них и сама, когда посланы будут, только ты, матушка, не малодушествуй, но делай сим ослабы для нее. Ведь все одно: надобно нести, что Бог пошлет, только та разница, что малодушие увеличивает скорби, а мужество и великодушие облегчает. Читай книгу св. Петра Дамаскина; там много найдешь о сем, а особенно где пишет о блаженстве, кротости.

Ты упоминаешь в своем письме, что только падаю без восстания. Падения есть различного рода: надобно их смотреть, а более откуда происходят. Св. Лествичник пишет: "Где есть падение, там предварила гордость". Смиряться и полагать начало к исправлению; а при умножении гордости нельзя избежать и падений, которые ее низлагают и творят душу мнить себя последнейшей и хуждшей всех, хотя бы и исправление имела. На все есть духовная врачебница – св. отцов учение, ибо они сами прошли опытом духовную жизнь.

Как же можно было написать открыто об искушении? Письмо могло бы и тобою затеряться, или и не дойдет до тебя.