Prep. Macarius of Optina

Пишешь, что худая ей помощница, сама не испытавши подобного искушения; до того дела иметь, а по крайней мере, ее откровение и посрамление себя обличат козни вражьи, и когда смирится, то и получит исцеление.

О сестре, желающей помогать родным, я не знаю, что тебе сказать: для живущих в мире сие похвально и полезно, а в монастырь вошедшим св. отцы отрицают; ибо и наше звание есть отрицание мира; они приводят примеры, "что монах даяй родным, огнь вносит в дом их". А я законополагать опасаюсь. 3го марта 1842 г.

Письмо 124

Вы описываете свою скорбь за духовное ваше бесплодие и рассеянную жизнь; но как тут же говорите, что это происходит не по вашей воле, то чем же этому помочь? Должны сообразоваться с обстоятельствами, например: ежели взять на себя образ строгой жизни, как бы хотелось, и как бы должно было, то не вышло бы чего скорбного, и можешь ли сие понести? Конечно, за благочестие надобно все переносить, но готова ли к сему? Должно быть и готовой. Ежели же оная бывшая твоя рассеянность не сопряжена с духовным вредом, т. е. употреблением излишних напитков, и опасности подвергнуть целомудрие искушению, то можно и уважение на время сделать; а когда предлежат оные опасности, то лучше уклоняться и приготовиться понести скорбь и укоризну. Что ж касается до душевной твоей немощи, касательно неприязненных чувств к новой уставщице, то надобно всячески им сопротивляться и насаждать любовь, приобретаемую терпением. В терпении вашем стяжите души ваша, глаголет Господь (Лк.21:19). Две недели пробывши без м. игумении, что пострадала по неопытности своей? Надобно же ценить начальнические труды и заботы о спасении вверенных им душ.

Дай Бог, чтобы мать ваша восстала от одра болезни своей; но ежели будет воля Божия преселить ее в вечный покой, то Он покажет, кому поручить паству словесного Своего стада. И вы должны принять с верою и покорностью воле Божией, ничтоже сумняся.

Сестре В.С. я писал, чтобы она уважила желание своей маменьки, осталась при ней, но только бы переменила одежду; не послужит сия мера к лучшему? Не имею еще никакого от нее ответа. 25го апреля 1842 года.

Письмо 125

В отношении расположения вашего с игуменией взаимно друг к другу и по части твоей должности, точно положение твое незавидное; что в этом толку, что нет мира? но чем же помочь этому? Ежели б можно было освободиться от должности, то, может быть, на время бы и успокоилась и ее успокоила; но как сего сделать невозможно, то, видно, надобно нести невольный крест сей: волею мы ищем только покоя, а крест отвергаем. Видно, есть воля Божия, чтобы понести тебе оный; но и в том надобно быть уверенной, что Бог не пошлет креста выше силы. Сколько возможно, старайся успокаивать мать игумению; но в случае нужды, можно говорить о какихлибо делах обители, в коих видится упущение или душевный общий вред. Не послушают тебя: ты это переноси равнодушно, упорно не настаивай, а привыкай к несению скорбей, коими приобретается живот вечный. Не без промысла Божия возложена на тебя сия должность, но чтобы научить тебя несению креста. При пострижении тебе предвозвещено было от постригателя: "Имаши искуситися многими скорбьми, имиже начертывается живот вечный, и тогда радуйся, яко мзда твоя многа на небесех". И егда объидут тя и объимут многоразличные скорби, недоумения, тогда паче в вере утверждайся и прибегай к премилосердому Господу с излиянием сердца твоего, и ищи от Него помощи и заступления; Он верно не оставит тебя без защиты.

Ты опасаешься о долге, что игумения показала: нет долга, а оный есть; чем же ты виновата, ежели бы стали после ее требовать? указали бы на нее, а не на тебя; тогда или откажут им, ежели не докажут, или велят заплатить; а ты все должна быть в стороне.

О порядке по клиросу и по ризнице смотри на свою совесть: она должна быть тебе праведным судьей. Чего не в состоянии исправить, оставляй на волю Божию.