Prep. Macarius of Optina

Ежели теперь М. с вами, то принесите ей мое нижайшее почтение; благодарю ее за расположение к моей худости, и ежели она получила какое успокоение духа, да приписывает сие милости Божией, а не моему недостоинству. Я ничто иное, как ничтожный грешник, вам глаголавший, а сам ничтоже творящий.

Еще М. спрашиваешь меня, принимать ли тебе приходящих с откровением о своих немощах? Принимай, хотя и не искусна в оных: их откровение – себя постыждение, доставит им пользу, а Бог наставит тебя, что сказать им к наставлению. Внушать надобно страх Божий и неизбежность наказания, когда не принесут должного покаяния; к тому ж иметь должное воздержание и смирение.

Что ж касается до монахинь, что не имеешь возможности заступиться, предай это воле Божией; например; к пострижению представляют и обходят старших, в этом деле Сам Бог действует; а когда мы происками сыскиваем, то не будет прока, и мантия будет тяжелою; даже кто скорбит за неполучение мантии, являет, что им владеет честолюбие, а не желание спасаться. Наш образ есть смирения образ, и предлежит оному искус; а это и показывает, что нет смирения; но когда бы принимали со смирением, то послужило бы на спасение. 16го февраля 1843 года.

Письмо 130

Сердечно радуюсь, что прошла туча твоих искушений и скорбей, и ты, принявши искус оных, можешь вперед быть благоразумнее, смиреннее и другим искушаемым помощи. Видишь руку Божию, карающую и милующую. Слава премудрому Его о нас промыслу.

Предложение твое матушке есть скоромную пищу я не одобряю. Пусть бы она сама собою это делала и приносила бы более раскаяния, а то как будто бы, понуждена быв к сему, может иметь некоторое извинение. Впрочем я и с тем не совсем согласен, чтобы через ту только пищу можно исправить желудок, а думаю, напротив, – оная еще больше причинит болезни. Простой народ, мало ядущий мяса, а более хлеб, менее требуют лекарей, нежели высший класс, изнеженный роскошью. Не спорю, что вредна пища для больного желудка: грибы, капуста, соленая рыба и прочая грубая, неудобь варимая, но хлеб, вода и легкие огородные овощи не принесут вреда, а для поддержания жизни этого довольно. Познавая свои немощи, зазирай себя, кайся и старайся об исправлении.

Гнев происходит от гордости, а побеждается смирением. 27 апреля 1843 г.

Письмо 131

От 31 мая письмо ваше дошло до рук моих, из коего видя, что вы мирствуете с матерью игуменией, сердечно радуюсь и желаю, дабы мир сей сохранился ненарушимым и прочным. Вам кажется, этот мир оттого происходит, что вы не доводите до нее никаких неприятностей, а между тем находитесь в недоумении в некоторых случаях: ежели не довести до нее, то может последовать вред и соблазн, – а сказать, могут отпереться, и вам не поверят. Не всякому слуху можно верить, но ежели точно дознано какое неприличное обращение и даже можно уличить, то можно довести до игумении, а когда под сомнением, и она может оправдаться, то лучше предать воле Божией; Он сотворил нас самовластными, и по действию оного или награждает, или наказует. Ты тогда бы была виновна, когда бы через тебя допущен был соблазн, а когда ты чужда сего и еще скорбишь о сем, то Бог покрыет тебя. Когда, по общему их согласию, желают разойтись, и будет это к спокойствию, то не мешает дать совет; а ежели через сие произойдет еще вящшая вражда, то лучше советовать потерпеть скорби ко искусу и к очищению грехов, а также и к исцелению душевных немощей. Советую сестрам о терпении, когда оного не имеют, то должно себя укорять и зазирать, а их не соблазнять своим немирствием. 29го июня 1843 года.