Prep. Macarius of Optina

Ты боишься говорить за обижающихся: но это можешь ты говорить вместе с ними, чем откроется их претензия; а когда ты одна будешь говорить, то на тебя падет вся вина: когда же они не хотят сами входить за себя, то и тебе надобно молчать.

Работать по праздникам и воскресным дням не советую, разве по вечеру, проводя день в духовных упражнениях. Остаюсь недостойный твой богомолец мног. И. М. 18 января 1844 г.

Письмо 134

Откровение твое, писанное мне, есть как должно; но я у тебя спрашивал: получаешь ли пользу? имеешь ли сокрушение сердца, болезнование об оном? и приходишь ли во смирение? а также ощущаешь ли тишину от бурь оных? В этомто и состоит существенная польза откровения. Как пишется в слове св. Кассиана к Леонтину игумену: "Само то, еже являти и открывати злые помыслы отцем, увядает оные и немощнейшия творит". Что и на многих опытах дознано нами: можно и открывать бесполезно, если равным; безболезненно – и вместо простого рассказа, который не приносит стыда и пользы, но еще может другую страстную повредить; потому то я и вопрошал тебя о пользе, ощущаешь ли оную?

Ежели согласится та сестра, о которой ты пишешь, принимать твои помыслы, то советую изъяснять перед нею, но не простым рассказом, а в виде раскаяния, и Господь силен устроить тебе пользу. И. М. 26 февраля 1844 г.

Письмо 135

Ты жалуешься на скорби твои, да и от страстей не свободна; ежели бы не было еще и скорбей, то страсти сильнее бы действовали, почему и должно благодарить Бога о промысле Его, устрояющем наше спасение.

Устроивши, помощью Божией, себе откровение помыслов к матери Г., должна соблюдать сие с верою, и смирением, и страхом Божиим, говоря не простым разговором, но со стыдением и похулением себя; а Бог, по вере твоей, даст слово, которое послужит к подкреплению твоему, и свобождению от страстей, и успокоению совести.

А М.Е. советую читать отеческие книги, как для назидания себя, так и ближнему, в случае нужды, подания руки помощи. И когда будешь иметь от твоего к ней откровения пользу и успокоение, то уже в подробности и не нужно ко мне писать; а разве, когда найдешь нужду, при сильном стужении, или просто изъявить свою немощь, можешь воспомянуть о сем. Да даст тебе Господь мир.

Теперь обращаю слово к вам вообще с Т.У. Поздравляю обеих со вступлением во обитель, чего давно желали вы обе. Чудные дела Божии! и противными действиями устрояют полезное для нас; когда бы не было болезни, то не скоро бы маменька ваша согласилась тебя уволить. Ты же благодушно переноси болезнь и укрепляй себя чтением жития Пимена многоболезненного. Доколе этого довольно, а дальше рукоповедет тебя Господь истинным путем Своим. Да будет на вас мир и благословение Божие, – а я остаюсь ваш недостойный богомолец мног. И. М. 28 марта 1844 г.