Prep. Macarius of Optina

Ты же, К., о подозрениях на тебя ложно возносимых не скорби, а думай о том, что не подала ли к сему повода веселым и свободным обхождением в разговорах? Не всяк судит по сердечным чувствам, а более по наружности.

Письмо 139

Достопочтенная о Господе мать К.! Ни мало не удивляюсь, что ты по должности только несешь одно имя; это почти и вообще есть так; и для тебя нет от сего душевного вреда, а еще, может быть, и польза: не пристрастишься к честолюбию и научишься через скорби терпению; только надобно наблюдать, дабы не было ответственности за какиенибудь дела, под именем твоим сделанные. И это когда предвидишь, можешь стараться предотвратить какимнибудь способом, а более вручать себя в промысл и покров Божий, ибо без него никто и ничего не может тебе сотворить.

Чувствуемые тобою утешения надобно различать: истинные ли они или ложные? И оные не могут повредить, когда не будешь обольщаться ими, а считать себя недостойною утешения. Смирение сохранит тебя от прелести; а хотя бы оные были и благодатные, но ежели увлекаешься в высокоумие, считаешь себя приобретшею богатство сие и уже обнадеживаешься во спасение, то паки лишишься оных, так как уже и было с тобою. Бог посещает рабов Своих иногда и за терпение скорбей утешением, и тогда более, когда они не ропщут, а считают себя достойными скорбей, по смиренному их залогу. Вообще в духовной жизни, в делании нашем: страх и надежда; нашествия и утешение, и прочее. Господь да вразумит тебя и сохранит от всех сетей и козней сопротивного. 14 октября 1844 г.

Письмо 140

Достопочтенные о Господе мать К. и М.У.!

Блаженны вы, обретшие краткий и легкий путь ко спасению верою в молитву, приложенную вами при письме; я удивляюсь такому вашему малодушию и вере таким бредням. Кажется, это близ того, что верить сну Пресвятой Богородицы и 12 пятницам, также письму Иисусову, найденному семилетним отроком.

Назад тому года два или три, подобно сему было рассеяно, что в Риме папа во время литургии слышал таковый же глас: поражу мир бедствиями в 1841 и 1842м году! На два сии года было назначение и сочинена была подобная молитва, с таким же условием, как вы пишете, и чтобы передавать ее 9ти человекам, а за неисполнение обещалось наказание. Многие, подобные вам, принялись было за сию проповедь, но после оказалась явная ложь, и похоже, что это умысл папистов; а теперь то же самое изменили на слышанный во Иерусалиме глас – тот же самый. Посудите, может ли одна эта молитва спасти от бед, без дел благих? И как это осмелиться приписать эту молитву преосвященному Антонию Воронежскому? Оставя то, что он не может выдать ее без позволения св. Синода, – оная имеет тонкую армянскую ересь: у них читается трисвятое так: св. Боже, св. крепкий, св. бессмертный, распныйся за ны, помилуй нас. И в сей молитве после трисвятого читается: "Помилуй нас и весь мир Твой от всякия погибели, кровью Твоею, дабы смылись грехи наши". Будто бы вся Святая Троица за нас распиналась и пролила кровь? У нас недавно был послушник, нынешним летом возвратившийся из Иерусалима, а о сем ниже слово сказал; и также недавно был монах у нас из Воронежа, и тот ничего о сем не ведает; а чего бы ближе от них узнать о сей немаловажной вещи?

И так советую вам оставить эту вашу надежду на сию молитву и не проповедывать оной, а кому и сказали, предостеречь от этого суеверия. У нас довольно молитв, положенных в церковном круге: можно ими пользоваться с верою; да и самое трисвятое славословие великую имеет силу; с благоговением и верою прочитывающим подает Господь помощь и милует; а более всего надобно пещись об исполнении св. Его заповедей, и покоряться учению и постановлению св. Церкви, и не слушать таких выдумок и лжесловий.

Не мало удивительно, что просвещением внешним хвалящиеся за ничто ставят преслушать Церковь, например: есть скоромное, а принимать такие нелепости: ежели всякий день читать оную молитву, и девятерым ее передать, – будет избавлен от бед, и в противном случае будет наказан. Это то же самое, что верить сну Богородицы и 12ти пятницам. Может ли преосвященный Антоний издавать такое учение? Видишь, чем обольщают, именем св. мужа, клевеща на него.