Prep. Macarius of Optina

Мать N. своими страстями сама себе смущает. Откровение ее и послушание должно быть с верою, что Бог возвещает то или другое о ней тебе; а не с требованием непременно того, что она хочет или как хочет, чтобы к ней поступали. Принимая вражьи помыслы, что другими лучше занимаются, сама себя оным мучит; вера получает столько пользы, сколько верует, а по мере неверия оной лишается.

В случившемся искушении с келлейною ты поступила, как Бог тебя наставил; ты должна всегда прибегать к Нему в недоуменных обстоятельствах и просить вразумления и помощи. Ежели она исправится, то можно и снисходить, простить прошедшее; а когда пребудет в таких же поступках, и точно дознано будет; то надобно отправить домой.

Говоришь, что должна скорбеть не только о своих немощах, но и о других: посему заключаешь, что, видно, Господь наказует тебя за неисправность. Может быть и так; но хотя бы ты была и исправна, а все скорби необходимы, как за грехи наши, которых мы еще мало ощущаем, так и по причастию к ближним; ибо мы живем не для одних себя, а и для ближних, и в ближних наших и наше спасение совершается, когда терпим от них и соучаствуем в их немощах и скорбях. Когда нельзя обойтись без келлейной, то надобно и им потерпеть. Да вразумит тебя Господь и укрепит во всех делах твоих. 16 июля 1846 года.

Письмо 148

Хотя и без намерения ты понуждала мать X. к пению, но когда оное выше сил ее, и ты сие знала, то, конечно, ты не без вины, за нерассудное понуждение к тщеславному пению; впрочем есть и ее вина за необъявление своей немощи и выше силы понуждения себя. Но как бы то ни было, а все попущено от Бога, и надобно веровать, что сие послужит ей ко спасению.

Судьбы Господни нам непостижимы, коими путями устраивает Он наше исправление. Недостаток дел восполняет скорбями или болезнями. Ты же считай себя виновною отчасти; но не смущайся за ненамеренность твою, а вина состоит более в тщеславии. Можно бы было славить Бога и без такого понуждения вредительного, но проще и посмиреннее, а мы ухищряемся для тщеславия помудренее и почуднее. Опыт всему научит, как поступать вперед, только уж ее нудить не советую; Бог не требует хорных ваших пений, а сердца сокрушена и смиренна, и призирает на молитву смиренных и не уничижит моления их.

О X. я писал к тебе прежде: какой толк и какая польза из того откровения, где находит смущение, что ею не занимаются. Прочти ей или вели самой прочесть в книгах св. отцов об откровении и повиновении, несоставлении своего разума, отсечении своей воли: у св. Лествичника, у св. Симеона, у св. Каллиста и Игнатия 14, 15 главы, у Феодора Эдесского, у св. Кассиана и у св. Дорофея; найдет ли она в них пример такой, какого она ищет? Она должна из того видеть неправильное свое действие, что ни мало не приходит во смирение, а когда бы она руководствовалась чином, положенным от отцов, то чужда бы была вражьих смущений, или, по крайней мере, познавала бы их и винила бы себя, и сопротивлялась; а она все противное делает. Какой же это путь? Совсем противный, а не истинный. А мать Е. другого рода недугом страждет; но все из одного источника проистекает, – от наветов вражьих, как и что буду говорить? И от сего смущается. Не лучше ли бы со свободой сие делать и в простоте сердца, со смирением? Лечение магнитизированием чуждо должно быть веры христианской; ни в Писании святом, ни в отеческих учениях сего не видим. Хотя бы и получили мнимое излечение, но оно ложно и притворно, а все остается больною. Неизлечимые болезни должно лечить с верою, прибегать к Богу и угодникам Его; а когда не получит кто исцеления, то, видно, надобно нести сей крест, посланный на спасение души его. Всем знающим меня мир и благословение Божие с ними и тебе. Остаюсь многогрешный И. М. 24 августа 1846 г.

Письмо 149

Пишешь, что раздел не кончился, потому брат не захотел вам ничего прибавить. Что ж до этого дела? Пусть отдадут вам то, что следует. Неужели и того не хочет сделать, а только желает вашего наследства? Горе нам грешным! За прах и пепел крамолимся; да еще того хуже, что через богатство впадаем в различные страсти и грехи; о сем и не помышляем. Мы также не можем себя оправдать в любоимении; потому что не вполне себя отреклись. Впрочем по вашему положению и слабому устроению действительно трудно или даже не понесете лишения; наследства же брату искать после вас нет резона, кроме одного любоимения. Дай Бог, чтобы избавиться вам судных дел.

Сестре Т.У. желаю успокаиваться после бывших ей хлопот и скорбей: мирная келлейка и согласное общество, а притом Сам Бог силен подать ей успокоение, только пусть идет путем смирения, во всяком случае смиряя себя и укоряя, а не думая, якобы что благо творила.