Prep. Macarius of Optina

М.В. убоялась страха, в чем есть кознь вражья, хотящая удержать ее в своем мудровании: лично открыть невозможно, а на письме тяжело; я не нудил ее к откровению; а когда написала, то оное останется между нами только известным, сохраняющу Господу тайны сердец человеческих, а ежели угодно Ему попустить быть открыту чему, то аще и во тьме ресте, во свете услышатся (Лк.12:3). Я написал ей, сколько мог, но не знаю, будет ли для ней удовлетворителен ответ. 13 мая 1847 г.

Письмо 155

От 26 мая и от 2го июня писаниями твоими извещаешь меня о своих происшествиях, о неприятностях матери Л. через N.N. Конечно, когда дело сие возъимеет ход, то и всем вам будут большие хлопоты и неприятности; впрочем Господь не попустит выше меры искушения, и посетив скорбью, дарует от оной освобождение; а что находят скорби, этому нечего удивляться: недостаток дел наших восполняют скорби, промыслом Божиим посылаемые. Об отношении к тебе М.В. не знаю, как это устроить; так как сама к ней относишься, то каким же образом ей подчинить тебе свою волю? Да и тебе, в случае нужды, надобно же иметь с кемнибудь совет, то не сделать ли вам так, как написано в книге старца Паисия, на 172 стр.: "Егда бо два снидутся" и проч., т. е. иметь совет между собою о чем нужно с извещением и верою; а ежели она извещается совершенно не следовать своей воле и разуму, то это еще лучше. Я вам изложил свое мнение, а там опыт покажет, как лучше дело сие устроить.

Страсть к табаку не похвальна, а паче для нашего звания, потому что, если есть страсть, то лучше господствовать над страстью, нежели быть рабами оной. Наш подвиг, время и помощь Божия свобождают нас от страстей. Испрашивая на тебя и на сестер твоих мир и благословение Божие, остаюсь желатель вашего спасения, многогрешный И. М. 10 июня 1847 г.

Письмо 156

На письмо твое от 23 июня, хотя кратко, отвечаю: М.В. не надобно отвергать, когда ищет спасительного пути, а себя надобно считать недостойною сего и нисходить во глубину смирения; получаемая же ими польза происходить может от Самого Господа, по вере их, и ты тут ничто иное, как малое орудие, которым Сам Бог действует; по мере их веры, получают и пользу, а по неверию лишаются оной. – В скорбях и недоумениях можешь открывать ей свою душу, когда находишь от сего подкрепление и утешение, а о страстях не знаю, может ли она понести, не преткнувшись соблазном о сем? Помолись Господу, да наставит тебя, кому доверить свои немощи; и к кому будет извещаться сердце твое, той и возвещай. 1 июля 1847 г.

Письмо 157

На письмо М.N. ответствую, сколько подал Господь мне разума и понятия к ее пользе – открыть истину и показать средство к ее исправлению. Ты не понуждай ее насильно к послушанию тобою глаголемых ей. Когда хочет и послушает, то получит свободу от бедственного своего устроения; а не хочет, да будет на воле ее. Ты не искала ее подчинения, а покорилась прошению ее, то ежели она и оставит тебя, не скорби за сие; видно, что бес не терпит сего, чтобы открывались его злобные козни, не допускает до исполнения, но наводит самосмышление и ожесточение, слагая вину на других, а себя оправдая и тем укрепляя таившуюся между ними вражду. Я писал к ней, отнюдь не связуя ее и не понуждая, а только представлял истинный разум и пользу, какую приносит откровение и послушание. Надобно молиться за нее Богу, да подаст ей силу противиться вражьим ухищрениям. И матери В. надобно понуждать себя к самоукорению; то ее ради смирения и ее Господь умиротворит. – Во всем оном препоручаю вас промыслу Божию и Его покрову, а тебя да вразумит Он, как поступать в таких недоумениях: всего невозможно написать на всякий случай. 23 августа 1847 г.