Prep. Macarius of Optina

Нынешнее лето многие города и селения пострадали от пожаров, болезней, засухи, бурь и прочего. Конечно это есть наказание Божие, но ведь кого любит, того и наказует. Сколько людей обратилось к Богу через сии наказания! И не дожидая постов, притекали к таинствам покаяния и причащения; а пораженные скорбью, терпением оной, не малую приобрели пользу душам своим. – И ваша св. обитель посещена огнем, – не без воли Божией; но Он и помиловал вас, – не попустил совершенному быть истреблению. – Конечно, наш долг есть сознавать себя грешным перед Богом и умилостивлять Его покаянием и смирением. Трие отроцы, вверженные в пещь огненную, в славословии своем Бога, воспевали так: "Благословен еси Боже, яко истиною и судом навел еси сия вся на ны, грех ради наших", и прочее (Дан.3:26,28) и вместо огня обрели духовную росу благодати. Так и мы будем сознавать свои немощи и грехи; то силен Бог росою благодати Своей угасить разженные стрелы вражьи и отвратить от вас огненную напасть.

Скажу и на первое твое письмо от 5 сентября, где ты пишешь о средстве к уплате долга твоего за утвари. Я с оным согласен. Постигшее тебя сие искушение, полагаю, попущено от Бога, за возношение твое, коим ты, может быть, повлекалась, что стараешься украсить церковь, и других охуждала за нерадение о сем. Но все не без попущения Божия оружия сии на тебя устремлены. Предавайся с покорностью воле Божией и не упадай в скорби, но укрепляйся; ибо скорбь терпение соделывает (Рим.5:3). 25го сентября 1848 года.

Письмо 165

На прошедшей почте 25 сентября писал я к тебе на письмо твое о страхе вашем от пожаров; а теперь еще получил письмо твое от 19 сент.,  и все тоже не умолкает наказание Господне, – продолжается страх пожаров и холера. Не имею ни сил, ни разума подать вам утешение, – одно, что советую: – бодрствовать, стоять и не падать духом. Внешний вред гораздо меньше душевного. – Сохраняясь сама, и сестрам советуй иметь твердую веру и надежду на Бога. Он силен вас и поддержать и свободить от сей напасти. Что такое значит, что семилетняя девочка предсказывает события? Я не могу знать и не дерзаю полагать то или другое, но только похоже на то, что через предузнание ее или будут осторожнее, или придут в покаяние. Да утешит вас Господь! Усердно желаю. Мног. И. М. 2 октября 1848 г.

Письмо 166

Ты описываешь свое устроение в отношении к матери О., что не можешь нести откровений ее против тебя, что и сознаешь своею немощью. Точно, это твоя немощь; но она, видя твое негодование, еще больше на тебя смущается; а враг этому радуется и больше восставляет с обеих сторон смущение. – Нужно бы против сего с обеих сторон быть смирению; то и ничтоже бы успел враг на вас; но у вас в этом есть недостаток, и потому он берет верх. Ты хочешь, чтобы она тебе не открывала помыслов, которые на тебя ей приходят, от чего и думаешь быть мирна к ней: однако ж я не думаю, чтоб мог мир быть у тебя; хотя она тебе и не скажет, а ты все будешь убеждена, что она ими обладаема, и в прочих ее откровениях останется при тебе жало смущения на нее. – Мне кажется, тебе лучше обратить внимание на себя, познать кознь вражью, как ее, так и тебя возмущающую, и не запрещать ей говорить приходящие и всеваемые ей от врага помыслы. Через обличения они могут упраздниться, а ты не ей, а врагу приписывай оный прилог; а ей советуй приходящими на тебя помыслами не уязвляться и не смущаться, не ставить даже оные себе в вину для того, что оные то же, что и хульные помыслы, – токмо беспокоят без всякого на то ее согласия: а она уже думает, что тяжко согрешила, желая найти отраду в откровении; но при смущении твоем еще более возобновляется брань, и наносит враг, что точно так истинно твое к ней нерасположение. – Пусть она помыслами сими пренебрегает и не смущается о них, тогда может о них и не говорить и тем посрамит врага; а когда по немощи и скажет, ты не смущайся и не весели врага. Господь да даст вам мир!

Читал я твои ежедневные записки, – ни мало не удивляюсь всему там написанному. – Мы находимся на духовной брани: свойственно человеку падать; но надобно восставать и, познав свою немощь, приносить покаяние со смирением, памятью грехов своих смиряться, а смирением простить согрешения твои по слову Исаака Сирина. Прошу тебя и всех о Христе сестер не оставить меня в молитвах; и желая тебе и всем им здравия и успеяния во спасении, остаюсь мног. И. М. 6 декабря 1848 г.

Письмо 167