Prep. Macarius of Optina

Достопочтеннейшая о Господе сестра Ф. Хна!

Писание ваше от неизвестного числа я получил, коим уведомляете мою худость о совершении возложенной на вас порученности, доставившей, как пишете вы, спокойствие вам и утешение. Слава Богу! Это меня порадовало; усердно желаю вам и впредь продолжать спасение ваше соделывать со всяким вниманием и неленостным усердием, помня, что все окружающее нас скоропреходяще; все же, что только льстит которойлибо из страстей наших, влечет неминуемо за собою раскаяние, а нередко и самую гибель бедной душе нашей. Там, на небесех, наше отечество, туда все помышления наши да стремятся, к одной сей цели, как месту упокоения: мы должны идти, оставляя за собою все попадающееся на пути сем, пути, ведущем ко всемилостивому и всещедрому Господу нашему Иисусу Христу и вечному блаженству, благодатью Которого да сохранитесь вы от вселукавого змея, зияющего своей немощной яростью на хотящих спастись; и да просветит Он душевные ваши очи на творение всякого благого дела о святейшем имени Господа Иисуса. Вкупе же, любезные сестры мои Ф., X и Т., живите между собою в мире, любви и святом соединении, друг друга почтением предваряйте, и, возмогая о Господе, будете яко град твердый. К сему же уповаю, что вы, соединившись единомыслием, будете достойны изречения Спасителя: "Идеже еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их" (Мф.18:20). Поминайте и меня грешного и унылого в своих богоприятных молитвах. Поручаю вас во святое помышление Господу нашему Иисусу Христу и Ангелу хранителю во бдение.

Письмо 447

Поздравляем тебя с днем твоего Ангела, да будет же по имени твоему и житие твое благонадежно, а не отчаянно; надежда противна отчаянию; ты уже пишешь, что предаешься отчаянию; в чем же? Будто бы мы тебя оставим. О! Скольки козни вражьи, до смущения доводящие! Кто требует от тебя заслуг? Ежели Господь успокоит тебя, то мы уже награждены, хотя бы и велий труд понесли. Оставления же тебя у нас и в мысли нет и не бывало, разве сама вздумаешь оставить. Отложив в сторону ложные и пустые твои страхи, привыкай к обители, принимайся за дело своего спасения, читай книги, какие тебе матушка назначит; старайся понуждать себя на делание и, видя недостатки свои, познавай свои немощи и смиряйся в сердце; не смиреннословь, но в сердце имей оное, то когда случится от кого, по клиросу или по келлии, принять оскорбление, удобно оное понесешь, считая себя худшей всех; в поползновении же зазирай себя, кайся и полагай начало к исправлению; нельзя быть без брани, когда бы не было оной, то еще бы более было гордости; да и ничему бы не научилась; во всех же недоумениях и поползновениях имей откровение к матери Ю. и принимай с верою ее советы и наставления; берегись закосневать, когда тебя помысл к сему понуждает виною боязни или стыда. Все случаи противные попускаются нам смотрительно от Бога, к уразумению нам себя и к исправлению. Прочти книжицу, которую я дал тебе – поучение к новопостриженной монахине, а более на 3м листе: "И егда искушения различныя" и проч., на 30, 44, 51; 66м листе. Мы радуемся, что Господь привел тебя и Т. Уну в мирную обитель; старайтесь же оправдать перед Богом жительство ваше и приносить Богу благодарения делом. Мир Божий да почиет на тебе, и мы посылаем тебе наше недостойное благословение. Не устрашайся страхований, ограждая и утверждая себя верою, что без попущения Божия ничто не может последовать. Имей оружием крест Господень и молитву, читай: "Да воскреснет Бог"; Он силен упразнить все козни вражьи. Иеросх. Л. и И. М. 17 сентября 1838 года.

Письмо 448

Достопочтеннейшая о Господе Т. Уна!

Из письма Ф. Хны вижу, что вы, получив мое письмо, хотя не моею рукою писанное, но мною подписанное, не только не получили утешения, но еще и смутились. Откуда ж сие происходит: извне или изнутри? Кажется, изнутри, т. е. от вас самих. Припомните, в моем письме что упомянуто о вере? – И рассмотрите себя получше. Не довольно ли было для вас того, что я послал вам в письме оном, хотя недостойное мое благословение и утешение в описанных вами всех малодушных и нетерпеливых происшествиях, которым вы должны были прийти в успокоение; не получая ж сего, явно, от чего пострадали; а что мне не было время пространно вам писать и объяснять подробно действия ваших страстей, в том уверит вас Ф. Хна. Задняя забывая, на передняя да простремся; и утешимся о Божием о нас промысле, бранями и попущениями обучающем нас и приводящем к познанию своей немощи, а от оной и к смирению. Когда борят вас страсти различные, то знак есть, что вы находитесь в ополчении Христовом: аще и язвы и раны примете, не изнемогайте и не исходите из рядов воинства, но, обвязав раны, поражайте врага, – Господь готов вам на помощь; помните, что сильное на врага есть оружие, – смирение! Когда мы его не употребляем, то побеждаемся, а имея оное в мысленных руках наших, не только побеждаем врага, но и совершенно закалываем его. Во всяком случае укоряйте себя, а не ближнего, – то удобь стяжете сие оружие. Слова кратки, но на всякую потребу полезны. Бог же мира и любви да спомоществует вам к постижению истинных чувств, к успокоению и благодушию душевному, и да сохранит вас и да покроет вас от всех сетей и наветов вражьих, и да простит вам все согрешения ваши вольные и невольные; и молитвами достопамятных отцов наших мир Божий да почиет на вас; пребываем навсегда жаждущими вашего спасения и спокойствия вам недостойные богомольцы, многогрешные Иеросх. Л. и И. М.

Письмо 449