Prep. Macarius of Optina

Письмо 451

Жизнь наша здешняя вся – брань есть, и брань духовная, невидимая: сильнейшее на оную оружие есть – смирение; что бы мы ни делали, ни предпринимали к своему спокойствию, но без смирения не обрящем его. Ты пишешь, что хотя теперь по внешности мирна, но по внутренности не можешь оным похвалиться; причиною ставишь сему чужую келлию, а не себя; а ежели разобрать получше, то найдем себя виновными; мы пишем не оправдывая Г. Ену и живущих с нею, но по видимому устроению. Слава Богу, что имеешь мать, должна о всем ей говорить, что чувствуешь, от кого и чем оскорблена: она, видя на месте, дела сии лучше может разобрать; может быть, и нарочно враг представляет тебе ненужным говорить о всякой мелочи матушке и открывать подробно грехи, дабы сим запутать в оных, и открытием только одной поверхности, сокрыть настоящую оных черноту и избежать должного обличения и вразумления. Не слушай сего демона, но говори все, дабы обличить его коварство и свободиться сетей его; от сего и смирение стяжавается; прочти у св. аввы Дорофея "О еже не составляти свой разум"; там сказано: "Не ова убо молчати, ова же глаголати, но вся извещевати и во всем советоватися", и св. Симеона Нового Богослова 122 глава повелевает: "На всяк день исповедати всякий помысл"; прочти всю сию книгу; хотя и читала, но не мешает повторить. Служить молебны ежегодно нужды не предстоит, сама служи ежедневно Богу благодарным сердцем. Когда родные сами вызываются собирать на келлию, как же их не просить о сем; видно, Господь им возвестил устроить о тебе к успокоению.

Желаем, чтобы мир водворился в обиталище вашем! Иеросх. Л. и И. М. 23 мая 1839 года.

Письмо 452

Достопочтеннейшая о Господе Ф. Хна!

Весьма опечаливает нас, что ты все находишься в скорбях и неустроениях, и совсем не знаем, какое подать тебе к утешению слово; довольно писали в прежних письмах и предлагали тебе средства к умиротворению себя, но они не действуют; мы относим вину всю на себя, что мы причиною твоих скорбей, подав совет и случай перейти тебе из Вы; но рассуждая, на какой конец сие устроено, видишь намерение доброе: мы видели твою там скорбь, душевное расстройство; неимение человека к поддержанию и твое благое желание жить в повиновении и откровении понудило нас способствовать тебе к выходу оттуда, однако ж мы не обещали тебе блаженства, а говорили, что скорби неизбежны на всяком месте, коими подобает нам внити в Царство Небесное, и советовали молиться Богу и предаваться в Его волю. Сравни теперешнюю твою жизнь с тамошнею и выведи результат; когда здесь спасительнее, то надобно терпеть скорби, полагая вину на себя, ибо без нашей вины менее тяготят нас скорби; но внутри нас лежат страсти, которые и тревожат нас, наводя скорби; а ежели находишь там лучше и жалеешь о том, то следуй своему разуму и ищи средства к возвращению; мы не связуем твоего самовластия.

Немало посетовали мы о скорбных твоих происшествиях; враг не престает воздвигать свои козни к разрушению, а мы, немощные, не имеем против него твердого оружия – самоукорения, смирения и терпения; а напротив, с обеих сторон оправдания, отчего и тяготы друг друга не переносятся; почему не только не видно в вас понуждения к заповеди Христовой, но еще и готовность к преступлениям оных; за то и лишаемся многовожделенного дара Божия – мира и находимся более в смущении. Иеросх Л. и И. М. 16 декабря 1839 года.

Письмо 453

Христос Воскресе!