Prep. Macarius of Optina

Из письма твоего вижу: успокоение твое в совести получила и остерегаешься с кемнибудь немирствия, но на гнев часто воспаляешься, а это противоположно первому намерению; из сего видно, что, остерегаясь от порока, допускаешь входить в тебя о себе мнению, ибо гнев есть порождение гордости, и где есть падение, тамо предварила гордость; ежели будем в уме иметь Христово смирение и сами смиряться, то гнев угаснет. Прочти св. Марка Подвижника послание к Николаю иноку.

Спрашиваешь меня о молитве Иисусовой, но как я сам не искусный в сем делании, то и не могу дать тебе решения. Св. отцы учат, но и предостерегают от прелести, а мы принимаемся и ищем высоких; весьма много впали в прелесть от самочиния и самомнения. Призывать Иисуса со смирением и на страсти хорошо, но при оном воспаляться гневом несовместно; то как бы не попасть в прелесть? Желаю тебе обрести мир и спасение. Многогрешный И. М. 5 января 1846 г.

Письмо 472

Достопочтеннейшие о Господе Т. Уна и Ф. Хна!

Вы пишете касательно матушки игумении, но я понудить ее никак не могу, спросить причины немирствия к вам также не совместно; а вам мой совет, как и прежде давал: ищите вины в себе, – и когда сознаете себя виноватыми, то верно получите оправдание; а пока имеете в сердце оправдание и считаете себя невиновными, то не обрящете мира; а лишение оного – и знак вашей вины есть. Кажется, вы сами говорили, что была у вас с нею неприятность и на словах, то не есть ли это, может быть, причиною занозы? – Изъяснитесь получше и испросите прощение и не просто: "Прости", в чем согрешили, но все изъясняя и открыв бывшие в неприятности изречения, а на сие и она, может быть, что скажет вам слышанное или мнением принятое; на что вкратце ответив со смирением, принять обличение, – хотя и ложное, но оно спасительно; в противном случае помните слова св. Иоанна Лествичника: "Правильное, или неправильное обличение отвергши, своего спасения отвергся" (гл.44, ст.4); ведь мы много согрешаем и забываем, а правда Божия посылает нам искушение к очищению и самых тех неведомых наших грехов; только в том должны быть уверены твердо, что без правды Божией ничего не может случиться с нами противного; а как, когда и через кого, не любопытствуй, учит св. Марк. Истинно пишу к вам и советую, как своей душе. Как же мы стяжем терпение, когда не принимаем напрасных оскорблений, хотя они и сплетни?

Иметь знакомство с матерью Л., думаю, не может быть бесполезным, но тайно делать нельзя, – не может укрыться и больше наведет обоюдных искушений; а когда можно будет явно и беззазорно, то почему же не иметь оного? И. М. 14 марта 1847 года.

Письмо 473

Достопочтенная о Господе Т. Уна!

Поздравляю тебя с приближением дня твоего Ангела, да утешит тебя Господь нетленным и духовным утешением и дарует истинный разум, ведущий спасительным путем. Истинный разум или рассуждение стяжавается от смирения, а смирение от скорбей, по слову св. Петра Дамаскина, и кто бегает скорбей, тот бегает своего спасения.