Prep. Macarius of Optina

Из письма твоего вижу твое смущение и нерешительное устроение, оставаться ли в С. или куда переходить, а еще хуже всего отвращение от всех даже монастырей, что и в первых твоих письмах выражалось. Скажу тебе, что это для меня так прискорбно, что не знаю, как и выразить тебе это. Не всегда ли мы поучаемся, что скорбным путем должно войти в Царствие Божие! А между тем отвращаемся от него, как от какого чудовища; кто же из живущих в монастыре находится без скорби? Все несут оные; но нам не видно, – а всякий чувствует оную; неужели ты не веруешь, что никто и ничто не может нас оскорбить, аще не попустит Бог? И Бог посылает по мере наших сил и потребностей ко спасению. Тягостны же и неудобоносимы скорби бывают нам от нас самих, за ропот наш, за обвинение ближних и неукорение себя, как учит св. Исаак Сирин в 51м слове: "Когда мы принимаем скорби, считая себя достойными таковых и больше оных, предоставляя праведному промыслу Божию, то облегчаются скорби и скоро проходят; а когда ропщем, обвиняя других, а себя ставим неповинных, то скорби со всех сторон яко ужем привязуются и бывают зельны и неудобоносимы". Вот твое такое устроение, потому тебя так и отягощают скорби. Какой же я могу дать тебе совет: там ли остаться или куда перейти в другой монастырь, когда ты имеешь отвращение и от всех монастырей? Не могу нигде обеспечить тебя бесскорбной жизнью – и в В. Л. и Се могут быть скорби, а при ропоте и неудобоносимы. Ежели ж предашь себя на волю Божию и согласишься все терпеть, что Ему угодно послать, то во всяком месте будешь спокойна. Как я скажу утвердительно тебе остаться в Се, когда ты не готова к ношению скорбей? Они будут для тебя тягостны, и тогда возропщешь на меня. Неужели для меня интерес какой нудить вас к С.? Но каков переход в наших обителях? с каким оный сопряжен трудом и соблазном? и знаем ли, что нам обещано будущее в других обителях? Когда просишь совета в чем, то надобно и веровать: что сказано будет, – так Бог возвестил; уже не колебаться и не смущаться за скорби, а считать, что так нужно и угодно Богу действовать в деле нашего спасения; но когда делаем напротив, при какихлибо встречах скорбных, забываем, что тут есть промысл Божий, а люди суть орудие Его промысла, ропщем и смущаемся, людей виним: то и оставляемы бываем от Бога. Посылаю тебе отрывок письма Ф. Хны, из коего видим ее благоразумие; она ожидает твоего решения, а ты просишь от меня совета; но не вижу покорности воле Божией, а напротив отвращение от монастырей. По моему мнению, лучше остаться в С., а ежели и переход куда сделать, не противоречу; но чтобы одобрять с тобою бесскорбную, кажущуюся для тебя, мирскую жизнь, не могу. Кто не призван в монастырь, для тех она да будет утешением и благоденствием, а для обратившихся вспять не может послужить управленным быть в Царство Божие. И. М. 8го мая 1848 года.

Письмо 478

Вижу, к сожалению, что брань твоя еще не перестает, касательно жизни монастырской; и давно ли ты находила утешение в сей жизни и в своей келлии, хотя прежде оного и скорбь велию терпела, но все не гнало из монастыря. Рассмотри, отчего сие произошло? – Не иначе, как от долгого пребывания в мире и от зазрения ближних в их немощах. Противься диаволу, и бежит от тебя (Иак.4;7). Когда очистится твоя атмосфера от мрачных облаков сих, тогда сама увидишь, куда ты себя ввергала. Хотя ты и худо живешь, но не дерзай в мир для лучшей жизни, – обманешься и будешь тужить невозвратно. Прочти в 4й части Добротолюбия у Иоанна Карпафийского послание к индийским инокам, оное тебя воспользует, и понудь себя на церковное правило и на труды, познай свою немощь: то и мир получишь; ибо где смирение, – там мир и помощь Божия. Смущаешься от пустых движений и не открываешь матери В., сим даешь на себя врагу более вооружаться. Еще другой тебя помысл гонит из монастыря: попечение о келлиях иметь не хочется, а лучше в общину в К.! Там очень хорошо, – где нас нет; а куда мы придем, – и бес со своими искушениями явится. Я имею и от тех письма и знаю тамошние неустройства; да ты думаешь, там тебя и посадят, как отшельницу или великую старицу, – схимницу заслуженную. Нет, непременно пошлют за сбором, ибо там этим и живут, общину чем же больше поддержать? А ты не способна ни к рукоделию, ни к другим дарованиям, то и изволь лет десяток пошляться по миру. Нет, моего благословения нет тебе на выход; да притом же и келлию продать можно ли будет, не знаю; когда кто выходит сам собою, без послушания, то не позволяют продавать, по закону. Да укрепит тебя Господь на месте сем. И. М. 9го июля 1848 года.

Письмо 479

Достопочтеннейшие о Господе матери Т. Ф. и Ю.!

Сердечно радуюсь, что Господь удостоил вас принять на себе обручение малого монашеского образа. Поздравляю вас с сим духовным торжеством; да сохраните полученное вами утешение в памяти, и в бранях будьте мужественнее и смиреннее.

Живите, подвизаясь на исполнение заповедей Божиих, познавайте свою немощь, друг друга тяготы носите, никого не осуждайте, не завидуйте, а смотрите свои немощи, смиряйтесь и кайтесь.

Слава Богу, что вы увидели ошибку свою, желая перейти в В., и возблагодарили Его за отеческий о вас промысл. Всегда так бывает, когда мы какое дело предпринимаем; омраченные страстью не видим, в какую пропасть ввергаемся; а в вас тогда действовала страсть, и конечно не без труда, хоть и невольно остались на месте.

Читать псалтирь не мешает, это – славословие Божие. И. М. 24 июля 1849 года.