Prep. Macarius of Optina

Благодарю вас, Т. и Ф., что вы, по просьбе моей, не отрицаетесь предостерегать сестер моих мать М. и О.; иногда и в простоте сердца сказанное слово бывает принято и растолковано в противную сторону, и потому должно иметь осторожность во всем и не давать вины ищущим вины. Что делать? Здешняя наша жизнь вся есть брань духовная; здесь подвиг, – а там воздаяние; когда смиренно идем, то удобно побеждаем врага, помощь Божию обретая. Ты пишешь о своих немощах: да поможет Господь исправить путь свой. И. М. 25 апреля 1850 года.

Письмо 482

Достопочтенная о Господе мать Ф.!

Пишешь, что, по случаю представления тебя в монашество, встретили тебя скорби: поношение и ругательство. Я полагаю, так как монашеский образ есть образ смирения и терпения: "Монах есть столп терпения, бездна смирения", то предварительно тебе попущен такой искус, – какова ты обрящешься? Есть ли в тебе дух христианства – любви, по заповеди Божией: "Любите враги ваша"? Не унывай от сих приражений, но смиренно подклони выю против сих волн, и корабль души твоей не погрязнет в глубине моря; гордость твоя смирится, и враждующие умолкнут. Не вини никого, но смотри в них орудие Божие, искушающее тебя и смиряющее. Матери Т. и тебе желаю мира и здравия; остаюсь многогрешный И. М. 26 августа 1850 года.

Письмо 483

Поздравляю тебя удостоившись принять на себя ангельский образ и сподобившись при оном, как залога милосердия Божия, душевного утешения и сердечного веселия. Сие угодно Господу даровать тебе для утверждения веры твоей: что есть благодатное Его Царство еще здесь; но не должна увлекаться уже в высокоумие и мнение о себе, яко достигшей чего высокого: но паче погружать мысль свою во глубине смиренномудрия и памятовать, какой мы дали при пострижении обет и увещание к нам постригателя: "Не по нему же обещаешися, но по нему же сотвориши: восприимеши, или отдаси ответ", и надобно быть готовой на все предлежащие впереди скорби, какие попустит Господь к искусу и усовершенствованию твоему, ибо многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие (Деян.14:22); но не ужасаться их и не винить никого других, а видеть в сем перст Божий, действующий в соделании твоего спасения; остается благодарить Бога и возлагать на Него надежду своего спасения, а себя считать прахом и пеплом. И. М. 18 ноября 1850 года.

Письмо 484

Достопочтеннейшие о Господе мать Т. и мать Ф.! Ты, мать Ф., пишешь, что крест хорош, но твое устроение не хорошо, – и описываешь оное подробно. Крест хорош более потому, что Кто его потерпел и оставил нам пример, да последуем стопам Его (1Пет.2:21). Всякая наша страсть должна исцеляться крестом, т. е. терпением; и всякая скорбь тем же исцеляется. В ярости, гневе, запальчивости поставь умственно перед собою крест и вспомни, Кто на нем пострадал? – Тогда корень гордости исторгнется и отпадут ветви ярости, гнева и проч. А ты, Т., жалуешься на отягощавшее тебя тяжкое уныние, происшедшее от скорби после моего письма; и это оттого, что оскорбилась на меня и обвиняла меня, а не себя, что тебе покажет явно 31 глава Симеона Нового Богослова, что это производит древний змей, изливающий яд свой в сердце и поедающий во благих делание твое; а как ты, утомившись искушением, пришла в разум истинный и сознала свою немощь и вину, то и получила облегчение; и паки повторяю вам, да простит вас Господь во всем и да устроит мир, любовь и смирение в сердцах ваших с собою и со всеми. Жалуетесь на скудость дел ваших и подвигов духовных; но и в этом имейте самоукорение и смирение, никого не осуждайте, не зазирайте, и Господь покроет ваши согрешения. В ходатайстве за изгнанную Ру вы не погрешили о ней, когда вина ее не стоит большого наказания, но и временное наказание послужит ей уроком на всю жизнь ее. И. М. 14 апреля 1851 года.