Prep. Macarius of Optina

Паки о мире предложу тебе слово от слова 55 святого Исаака Сирина: "Абие бо, егда отстяжет монах любовь, сердце отстяжавает мир: сие есть селение Божие и затворяется ему дверь благодати, ею же Господь наш внидет и изыдет".

Ежели ты оскорбилась моим письмом, то приложи скорбь свою и к моей ране; и ежели от меня не примешь скорби, то от кого же можешь понести? Оставя все сие, желаю тебе мира, здравия и духовной радости в день торжества твоего Ангела.

Я написал было на трех листах тебе письмо, на три твоих, но оставляю, пусть будет так…И. М. 13 января 1848 года.

Письмо 68

Скорби тебе не по силам! – Я причиною оных, почему и мне сугубая скорбь! Где ж нам искать утешения? "Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело" (Пс.45:2). "Внегда скорбети ми, возопих ко Господу, и услыша мя Бог спасения моего" (Ирмос гл.4. Песнь 6). "Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя" (Пс.49:15). И еще много найдется в священном Писании подобных текстов о призвании Господа в скорбях и о помощи Его. Воззовем и мы ко Господу и получим облегчение в скорбях наших; Он силен даровать и утешение! Не малодушествуй, а в чем я тебя оскорбил, то прошу меня простить, и я тебя чистосердечно прощаю, и желаю душевно и телесно здравствовать. Остаюсь многогрешный И. М. 17 января 1848 года.

Письмо 69

Получил твое лаконичное письмо с поздравлением меня с днем Ангела, благодарю! – Желаю, чтоб ты умиротворилась, мои оскорбления простила и молилась за меня.

Прошедшее письмо твое скорбное и лаконичное я возвратил с надписью. Желаю, чтоб ты получила утешение. Я писал к тебе, изъясняя свою скорбь в перемене твоего тона, и много было написал, но оставил, видя тебя не твердою еще верою. Не смею приравнять себя, но напомяну апостольские слова к Коринфянам: "Аще бо аз скорбь творю вам: то кто есть веселяяй мя, точию приемляй скорбь от мене" (2Кор.27:2). Не знаю, прилично ли сие слово; но я написал.

Сегодня была у нас литургия. Я поминал тебя и всех вас на проскомидии о здравии, помня день твоего Ангела, а Хно рождение, и заочно вас поздравляю.

А покойную Вчку на проскомидии, на ектении и на панихиде воспоминали; да упокоит Господь душу ее в Царствии Небесном!

Ты пишешь, что накануне полугодового дня смутилась о ней; говоришь: "Господь даде, Господь и отъя", – а не докончила: буди имя Господне благословенно во веки (Иов.1:21). Краткость здешнего времени что против вечности? а скорбное и приятное все проходит мгновенно; обратишь взор на прошедшее, – видится как сон. Попечемся о будущем, воображая ее блаженство, а не лишение.

Письмо 70

Прискорбна для меня скорбь твоя или просто немирство к Се, которую я не хочу совершенно оправдать, но надобно иметь рассуждение: неужели она так далеко зашла, что и не может быть исцеленною от своих запутанностей, о коих ты пишешь, что она одно мыслит, другое делает, говорит и пишет? Не худо взглянуть нам на себя; имеешь ли и ты дар рассуждения? не можешь ли ошибаться в своем мнении при взгляде на действия других, имея еще не очищенное от страстей душевное око?

Это я видел в тебе, когда ты против меня приняла помыслы, чего я совершенно не имел и не имею, – видит Сердцеведец! От чего же это произошло? не от остраствованного ли устроения? когда ты, имевши веру ко мне, хотя недостойному оной, могла принять такие ложные мысли: кольми паче о той, с которою живешь и имеешь ежедневное обращение.

Ты знаешь, как враг ненавидит нашего спасения, завидует тем, кои хотят идти путем спасения с окормлением от других; даже ненавидит и гласа утверждения и всячески старается разрушить сей союз. Это нам показали: св. авва Дорофей и Феодор Едесский, да и другие многие отцы о сем учат. То не употребляет ли он своих козней, дабы поселить в вас немирство, влагая и тебе, и ей противные друг против друга мысли и обоих низлагая.