Епископ Александр (Милеант)-ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ-Святого Апостола Павла-Содержание: Введение. 1. Вероучительная

Стихи 20-23 содержат важное учение о превознесении Воскресшего Христа как Бого-человека превыше всякой твари и о покорении Ему всего существующего. Здесь мы видим возвеличение человеческого естества в лице нашего Спасителя, свидетельство о том, что Господь Иисус Христос, даже и как Человек, есть Царь и Господь неба и земли, ангелов и людей. Христос, будучи Богом по существу, всегда был выше созданных Им тварей. Но теперь, как Бого-человек, он превознесен выше всех не только находящихся в этом мире, но и выше всех ангельских чинов — “начальств, властей, сил и господств” — выше всех существ, которых мы знаем, и тех, о которых узнаем лишь в будущей жизни. Бого-человек Христос — глава всемирного общества, всемирной “организации,” глава вселенской Церкви.

Данное учение апостола Павла о Господе Иисусе Христе как о главе Церкви чрезвычайно важно для уяснения взаимоотношений между христианами. Как члены человеческого тела составляют с головой один живой организм, так и все верующие со Христом образуют один телесно-духовный организм. Крестившиеся во Христа облекаются в Него, становятся одно с Ним. Поэтому Христос действует в христианах как созидательная и направляющая сила. От главы зависит органическая и физическая жизнь тела. И в психологическом отношении голова как вместилище мозга, главного органа умственной деятельности и внешних чувств, признается направляющим началом деятельности человека. Это уподобление Церкви телу, возглавляемому главой, дает мысль о всецелой зависимости Церкви от Господа Иисуса Христа, о том, что Христос Сам руководит жизнью Церкви и ее путями в истории человечества.

Итак, все христиане представляют собой нечто органически целое, что можно уподобить живому организму. Но Христос — глава Церкви не в смысле только управления ею, но и в смысле того, что Он питает ее, дает силы и содействует ее росту, Он вдохновляет ее членов, нравственно совершенствует их. Как каждый организм естественно растет и крепнет, так и Церковь призвана расти и совершенствоваться.

Слова “полнота, Наполняющего все во всем” (1:23) означают, что после вознесения Христа на Небо Церковь Христова наполняет собой все — и материальный, и духовный мир, будучи сама полна Божеством Христа. До пришествия Христова человеческий род населял лишь землю — микроскопическую пылинку в необъятной вселенной. Небо — мир ангелов и высших духов — был недоступен людям даже в духовном плане по причине их греховности. Кроме того, грех внес разделение и между самими людьми. Люди поделились на обособившиеся и даже враждующие друг с другом нации, возникли всевозможные религии. То было время физического и духовного расщепления и отчужденности. Христос, духовно обновляя людей, соединяет их с Собой. Обитая в верующих, Он соединяет из них в одно общество — одно мистическое тело. Церковь есть духовный организм, в котором нет места, где бы не действовали Божественные силы Христовы; она полна Христом. До своего воплощения Сын Божий по Своей вездесущей природе всегда наполнял мир, но тогда лишь невидимым образом. Теперь же, вочеловечившись и вознесшись на Небо как Бого-человек, Он наполняет Собой мир и видимым образом. Таким образом, Христос возвел наше человеческое естество в ту сферу бытия, которая раньше была недоступна ему. Церковь — будучи телом Христовым, благодаря Ему наполняет собой все, и поэтому может быть названа полнотой Того, Кто Собой наполняет все.

Христиане, будучи членами Церкви, являются членами великой вселенской организации, к которой принадлежат ангелы и все праведные на небе. Ветхозаветные евреи ожидали с пришествием Мессии расширения пределов своего малого Израильского государства. Бог сделал гораздо больше того, о чем они мечтали. Теперь они вместе с верующими из всех народов являются членами беспредельного и славного Царства Божия. Все земные государства рано или поздно приходят в упадок, только Царство Божие будет расти и крепнуть.

Далее апостол объясняет ефесянам, что с пришествием Христа наступила новая эра для человечества. До Христа они, как и остальные люди, были нравственно-мертвыми, неспособными жить духовными интересами и стремиться к небесным благам. Будучи скованными узами греха, они были пленниками дьявола.

От смерти к жизни

(2:1-10).

Величие промысла Божия проявилось, во-первых, в том, что Он освободил их от тиранства князя тьмы, который через грех поработил их. Бог духовно воскресил их, нравственно-мертвых, т.е. дал им духовные силы и сделал их способными вести духовный образ жизни. Он вложил в них потребность нравственно совершенствоваться и этим открыл им путь к вечному блаженству. Все это Он совершил исключительно по Своей милости, без каких-либо заслуг с их стороны. Апостол пишет:

“Некогда и вы были мертвы по преступлениям и грехам вашим, живя по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления. Между ними и мы все некогда жили по нашим плотским похотям, исполняли пожелания плоти и помыслов и были по природе чадами гнева, как и прочие.

Но Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которой возлюбил нас, хотя мы были мертвы по (своим) преступлениям, оживил со Христом. Благодатью вы спасены! Он же и воскресил нас с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе, чтобы и в грядущих веках явить нам обильное богатство Своей благодати и благости во Христе Иисусе.