Епископ Александр (Милеант)-ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ-Святого Апостола Павла-Содержание: Введение. 1. Вероучительная

От смерти к жизни

(2:1-10).

Величие промысла Божия проявилось, во-первых, в том, что Он освободил их от тиранства князя тьмы, который через грех поработил их. Бог духовно воскресил их, нравственно-мертвых, т.е. дал им духовные силы и сделал их способными вести духовный образ жизни. Он вложил в них потребность нравственно совершенствоваться и этим открыл им путь к вечному блаженству. Все это Он совершил исключительно по Своей милости, без каких-либо заслуг с их стороны. Апостол пишет:

“Некогда и вы были мертвы по преступлениям и грехам вашим, живя по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления. Между ними и мы все некогда жили по нашим плотским похотям, исполняли пожелания плоти и помыслов и были по природе чадами гнева, как и прочие.

Но Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которой возлюбил нас, хотя мы были мертвы по (своим) преступлениям, оживил со Христом. Благодатью вы спасены! Он же и воскресил нас с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе, чтобы и в грядущих веках явить нам обильное богатство Своей благодати и благости во Христе Иисусе.

Ибо вы спасены благодатью через веру, и она (вера) не от вас, но Божий дар, — не от дел, чтобы никто не хвалился. Ведь мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнить.”

Бездуховные люди называются мертвыми (2:5), как не способные жить высшими интересами, не чувствующие присутствия Божия и потому чуждые Ему. Таково состояние каждого человека до того, как он уверовал и крестился. Ефесяне как люди греческой культуры хвалились своим знанием философии и литературы, понимали в искусстве, гордились тем, что они умеют весело и счастливо жить. Тем не менее то была не настоящая жизнь, а моральное растление. Сами того не сознавая, они жили по воле дьявола, духа, господствующего в воздухе (Еф. 2:2, 1 Кор. 10:19-21, 2 Кор. 4:4), который поработил их различным страстям и толкал к вечной смерти. С пришествием Христа этот злобный дух потерял всякую власть над верующими, но он продолжает господствовать над сынами противления — теми, которые противятся Евангельской проповеди. Апостол называет его князем власти воздушной (или князем, господствующем в воздухе, Еф. 2:2) — в том смысле, что он правит царством падших духов, которые, хотя невидимы глазу, но вполне реально окружают нас со всех сторон и стараются влиять на наши мысли, чувства и поступки. О том, как противостоять их козням, апостол Павел будет говорить в конце этого послания.

Апостол именует язычников чадами гнева (2:3), как заслуживающих осуждения и наказания. Будучи мертвыми духовно, подчиняясь своим страстям и исполняя волю падших духов, язычники были совершенно непригодными для Царства Небесного. Они представляли собой нравственную гниль, которую ожидал один конец — отвержение от Бога.

Благодатью вы спасены чрез веру, и она (вера) не от вас, но дар Божий (2:8). Наше спасение — это дело бесконечной милости Божией, за что надо непрестанно благодарить Его. О каких-либо заслугах перед Богом не может быть и речи. Однако нельзя эти слова понимать в том смысле, будто апостол отрицает надобность добрых дел, как это объясняют сектанты. Действительно, если читать эти слова в контексте предыдущих и последующих предложений, то становится ясным, что спасение пришло к людам не в силу каких-либо заслуг с их стороны, а по дару благодати, т.е. по милости Божией. Вера — это то минимальное, но совершенно необходимое условие, которое делает человека восприимчивым и к Божиему откровению, и к Его возрождающей силе. Пока человек не верит, он духовно слеп; он не способен ни понять что-либо духовное ни жить духовными интересами. Он все равно, что мертвый. Видя беспомощность человека, Бог жалеет его и Своей благодатью помогает ему уверовать, открывает Себя его сознанию. Бог как бы стучится в сердце каждого человека и предлагает Свою помощь: повернись ко Мне, открой глаза и прими Мой свет животворящей истины (Откр. 3:20). Поэтому здесь апостол и называет веру даром Божиим. Действительно, человек приходит к вере не столько собственными усилиями, сколько озарением свыше. Это Бог возводит человека от житейского к небесному, от плотского к духовному.

Когда человек откликается на зов Божий и принимает в себя Его свет, то он именуется спасенным не в том смысле, конечно, что уже ему гарантирован рай и больше не о чем заботиться, а в том, что он стал на путь спасения. Вера в Христа открывает человеку доступ к всем благодатным дарам. Естественно, всякая жизнь — будь то растительная, животная или духовная — проявляется в соответствующей деятельности и росте. Христианская вера, если она действительно проникла в сердце и изменила мировоззрение человека, естественно будет проявлять себя в делах любви и в его духовном возрастании. Поэтому апостол, упомянув о вере, добавляет: “Мы созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять” (2:10). Т.е. раньше, будучи духовно-мертвыми, вы были неспособными к добрым делам. Но Христос как бы заново создал вас, и теперь вы способны творить добро. Конечно, слово дела надо понимать не по-иудейски — в смысле дел закона, которые состояли в механическом исполнения внешних правил и всяких обрядов, а в смысле добродетельной, полной любви деятельности. Вот почему в апостольское время христианская вера именовалась путем (Деян.18:25, 19:23). Она — не состояние, застывшее в самодовольной уверенности, а деятельное стремление к совершенствованию. Добродетельная жизнь так же естественна вере, как добрые плоды живому дереву. С другой стороны, отсутствие энтузиазма у христианина, его апатия к вопросам веры и безразличие к духовной жизни, свидетельствуют о том, что свет веры гаснет в нем и он умирает духовно.

Чтобы очевиднее раскрыть величие милостей Божиих, апостол напоминает бывшим язычникам, в каком бедственном религиозном состоянии они находились до своего обращения ко Христу. Если евреи по крайней мере верили в Бога и имели известное представление о добродетельной жизни, то язычники были полностью объяты тьмой суеверий и утопали в пороках. Поэтому, уверовав в Христа,