Kniga Nr1076
Согласно христианской вере страдания и смерть тесно связаны с трагедией первородного греха. Не будь его, человек жил бы вечно, но поскольку его природа повреждена грехом, он должен умереть. Никакие личные страдания, никакие добрые дела и подвиги сами по себе не устраняют его нравственной порчи и не восстанавливают его в бессмертном состоянии, каким он был первоначально создан. Трагедию греха исправил Господь Иисус Христос, Который Своими страданиями на кресте искупил человеческие грехи, отнял силу у смерти и вернул человеку бессмертие. Сама тайна искупления не доступна нашему пониманию, тем не менее, возрождающая сила Христа, воскресшего из мертвых, очень явственно действует в верующем человеке и убеждает его в том, что некогда и он восстанет из мертвых силой Победителя смерти.
Бог любит нас и жалеет как Своих детей. Когда мы нравственно расслабляемся и даже согрешаем, Он не мстит и не карает, а терпеливо ждет, чтобы мы одумались, и помогает нам снова вернуться на правильный путь. Если и допускает Он, чтобы скорби постигали нас, то не ради "искупления" вины перед Ним, а в качестве врачебных средств. Когда мы не противимся Богу, то он все направляет к нашей духовной пользе и спасению. Наша цель – это достичь вечной блаженной жизни в Царстве Небесном.
На фоне светлой христианской надежды о полном обновлении и восстановлении человека индийско-оккультные учения выглядит мрачными и фаталистичными. Все события в мире они подчиняют року и неумолимому закону кармы. "Спасение" достигается не верой и волевым устремлением к добру, а путем механического прохождения через циклы перевоплощений. Чтобы человек ни делал, доброго или худого, его судьба предопределена заранее, как движение колес в часовом механизме. И в конце всех своих бесплодных скитаний из тела в тело, вместо личного бессмертия, душа, в конце концов, обречена исчезнуть в космическом Абсолюте с полной утратой накопленного опыта и самосознания.
В то время как христианин ожидает воскресения своего тела – того (единственного), которое он имел в своей земной жизни, последователь восточных культов смотрит на свое тело как на временную оболочку, своего рода темницу, от которой он когда-то сможет избавиться. В индуизме безличная духовная сущность для "исправления кармы" вынуждена перевоплощаться после смерти то в другого человека, то в обезьяну или козу и даже в растение.
Стараясь объяснить зло в мире, учение кармы и перевоплощения вводят в мир величайшую несправедливость, потому что всем обеспечивается одинаковый конец: ни праведник, как бы много добра он ни сделал, не получит награды за свои подвиги, ни самый закоренелый злодей, как бы много зла он ни совершил, не примет наказания за свои преступления. И святые, как Николай Чудотворец, и губители миллионов невинных людей, как Сталин, унаследуют один конец и сольются в одно в безликом Абсолюте. Что может быть чудовищнее такой перспективы?!
Парадокс заключается в том, что система эта не оправдывает себя. Если каждый отдельный человек, прожив много жизней, изжив карму, наконец, достиг духовного совершенства то, следуя логике, можно ожидать духовного совершенства человечества в целом. К сожалению, мы видим совершенно обратную картину – духовную деградацию общества, возрастание преступности и разврата, усиление ненависти и бессмысленной жестокости даже среди малолетних... Все это больше согласуется с предсказанием Библии о духовном вырождении человечества перед Вторым пришествием Христовым.
Учение о перевоплощении не подтверждено никакими объективными доказательствами. Ссылки некоторых людей на отрывочные воспоминания "знакомых" мест, якобы известных им из одной из прошлых жизней, легко объяснить обычной игрой фантазии. Наш мозг постоянно накапливает фрагменты всевозможных зрительных и слуховых впечатлений, которые оседают где-то в подсознании. Потом, в известный момент, эти отрывочные впечатления могут объединиться в мысленную картину, так что человеку может показаться, что он "узнает" какое-то место, которое фактически он видит впервые. Индийско-оккультные учения в этих "воспоминаниях" видят подтверждения идеи переселения душ. На это надо возразить, что все приводимые случаи "воспоминания" никакой существенной информации в себе не содержат. Человек не способен "вспомнить" ни язык, на котором якобы раньше говорил, ни подробностей конкретных событий в своей "прошлой" жизни, ни полученных литературных или научных сведений, ни имен лиц, с которыми он мог общаться – словом, ничего из того, что наше сознание приобретает в течение жизни и что формирует наш интеллект и жизненный опыт. Все это по непонятным причинам бесследно "испаряется". Ясно, что утверждения о переселении душ – голословны.
Зато многочисленные случаи из житий святых и религиозной литературы, равно как и многочисленные современные рассказы о жизни после смерти, в корне опровергают оккультное учение о перевоплощении. Действительно, души умерших, являясь кому-либо, могли делиться своим жизненным опытом и знаниями, собранными ими в течение их единственной жизни, и их самосознание не стиралось со смертью. Древние пророки Моисей и Илия, явившись Христу на Фаворской горе много столетий после своего разлучения с миром, сохранили ясное понимание того, кто они были в прошлом. Подобным образом во всех случаях, записанных врачами-реаниматорами, душа, выйдя из тела, продолжала сознавать себя той же, которая жила в теле до момента смерти. Если душа и желала иногда вернуться в мир, то для того лишь, чтобы довершить свою незаконченную миссию, а не начать новую жизнь. Кроме того, души вновь умерших, встречаясь в том мире с душами прежде умерших родственников, узнавали друг друга, как конкретные личности. Во всех известных религии и науке случаях души умерших сохраняют свое "Я" и накопленный жизненный опыт. Таким образом, самосознание неизгладимо, что опровергает учение о переселении души и о растворении её в нирване.
Из сказанного ясно, что индийское учение о перевоплощении сталкивается с христианским учением об искуплении. Это особенно очевидно в евангельском примере благоразумного разбойника, который в одно мгновение своего обращения ко Христу наследует Царство Небесное, минуя карму и цикловое скитание по космическим коридорам. Итак, искупление, совершенное Христом, освобождает нас от власти космических процессов и слепого рока.
ИДЕЯ СПАСЕНИЯ, ДОБРО И ЗЛО
Строго говоря, "спасение" – это чисто христианская идея, которая неизвестна индийско-оккультным учениям, а в христианстве занимает центральное место. Христианство учит, что Бог создал человека для бессмертной жизни. Не будь первородного греха, не надо было бы и спасать человека. Первородный грех нравственно загрязнил человеческую природу, внес разлад в его внутренний мир и этим лишил человека живого общения с Богом. Последствия греха оказались настолько разрушительными, что Сыну Божию понадобилось прийти в мир, стать человеком и искупить человеческие грехи.