Kniga Nr1090

— Эй, не так быстро! — остановил его Творец, — ты используй твою собственную пыль, Мою же не трогай!”

Этот анекдот иллюстрирует тех зазнавшихся умников, которые, очарованные успехами науки, наивно предполагают, что вот-вот наука всё объяснит, так что религии нечего будет делать. Однако такие недалекие люди не замечают того очевидного факта, что научные книги и статьи начинают со “второй главы” — как развиваются явления! А “первая глава,” которая пролила бы свет на Первопричину того, откуда все произошло — отсутствует!

Откуда, например, возникла первичная энергия/протоматерия, из которой потом все развернулось в наш необъятный космос; почему законы природы так тонко сбалансированы, чтобы сделать возможным возникновение жизни и разумного человека; как хаос мог породить такую изумительную гармонию и красоту на всех уровнях бытия? — Ответы на эти принципиальные и важнейшие вопросы во всех научных работах отсутствуют — и по понятной причине: ответ находится за пределами познаваемого. Вот тут именно и обнаруживается надобность в Божественном откровении. Все окружающее нас прекрасно и гармонично, но для чего существует оно? Есть ли цель в моем существовании? Что ждет меня “там”?

Обсуждая эти принципиальные вопросы, мы сталкиваемся с парадоксом: когда о них высказывается верующий человек, то он будет говорит то, чему научен из Божественного откровения. Он будет выражать свое убеждение в существовании личного, премудрого, всемогущего и милостивого Творца, Который всё предусмотрел и устроил для нашего вечного блага. Когда же по этим вопросам высказывается человек, хотя бы и очень образованный, но который придерживается материалистического или оккультного мировоззрения, то те свойства, которые христианская вера приписывает Творцу, он будет приписывать некоей безличностной Первопричине — будь то некий непознаваемый Абсолют, или некая космическая энергия. В понимании верующего человека Бог — вечен, а в представлении неверующего — вечна безличностная Первопричина; верующий признает Бога вездесущим и неограниченным, а неверующий верит в бесконечность пространства; верующий признает Бога премудрым создателем мира и его законов, а неверующий говорит о разумности законов природы, которые “сами собой,” непрерывной цепью счастливых случайностей привели к возникновению разумного человека.

Об “антропном принципе.” Между силами природы, приведшими к нынешнему богатству жизни существует жесткая зависимость, нашедшая название “антропного” принципа. Этот принцип гласит, что Вселенная возникла для образования в ней разумной жизни и что как законы физики, так и начальные параметры подобраны таким образом, чтобы гарантировать ее появление.

Современная физика свидетельствует: окружающий нас мир очень “чувствителен” к численным значениям универсальных физических констант, поскольку все основные особенности реального мира (размеры атомных ядер, звезд, галактик и всех физических взаимодействий) в конечном итоге определяются величинами фундаментальных постоянных. Само существование мира обусловлено выполнением очень жестких соотношений между ними. Ничтожные, в процентном отношении, отклонения от наблюдаемой удивительно сложной и невероятно точной числовой соразмерности мировых констант привели бы к фатальным последствиям для существующей Вселенной, и природа никогда не смогла бы привести к разумной жизни.

Логично признать, что если в нашем мире все разумно, целесообразно и прекрасно, то и Первопричина мира должна обладать этими свойствами. Здесь неразрешимая загадка для материалистического мировоззрения. Главная разница между религиозным и безрелигиозным мировоззрениями та, что в первом эта Первопричина личностна, разумна и обладает волей, а во втором она безличностна и слепа. Чье мировоззрение правильно — нельзя экспериментально доказать. Оба вытекают из недоказуемых аксиом и предпосылок. У первых эта вера религиозна, а у вторых — материалистична.

Самым таинственным в лестнице мироздания является наличие сознания в человеке — этом конечном звене развития мира. Человек — разумная, нравственно-свободная личность, которая жаждет познавать, совершенствоваться, творить, способна жертвовать собой ради блага других, не может найти полного удовлетворения в материальных благах, а Первопричина, приведшая его в бытие, согласно материалистам, — слепой случай! Это нелогично.

4. Букашки на межпланетном корабле.

Автор этого труда много лет работал в одном из отделений NASA, специализировавшемся в области изучения объектов солнечной системы, создания космических кораблей и связи с ними. С каждым годом создаются все более совершенные корабли-роботы, которым предоставляется большая доля автоматизации и самоуправления. Планируется наделить этих космических роботов способностью самоуправления и самообучения, чтобы они могли самостоятельно принимать нужные решения и совершать эксперименты в непредвиденных условиях.

Забегая на многие десятилетия вперед, представьте себе, что в качестве подготовки к человеческим полетам в космос, ученые построили самый совершенный межпланетный корабль, в котором поселили букашек с целью изучения влияния межпланетного пространства на живые организмы. Ученые снабдили корабль самым усовершенствованным компьютером, научными приборами и всем необходимым оборудованием, чтобы устойчиво поддерживать на корабле-роботе условия для жизни, необходимые букашкам для длительного путешествия в космосе. Между кораблем и наблюдательной станцией на Земле существует коммуникационная система, которая периодически посылает на Землю информацию, собранную на корабле, а также принимает команды с Земли, корректирующие траекторию корабля и производящие реконфигурацию его оборудования и целей экспериментов.

И вот, наш космический корабль летит в межпланетном пространстве несколько столетий, в течение которых сменилось на нем много поколений букашек. Букашки нового поколения стали гораздо наблюдательнее и разумнее в сравнении с предыдущими: они начали интересоваться устройством своего “мира,” изучили его конструкцию и процессы, контролируемые центральным компьютером, а также функции его различных приборов. Сделав такие большие “научные” успехи, некоторые из букашек стали задумываться, а как же возник их замечательный мир. Может быть кто-то его построил и позаботится, чтобы им жилось тепло и сытно на нем? Но как проверить, что это так? Сколько букашки не старались восстановить устные предания прежних поколений, им ничего не удалось выяснить. Очевидно, их “мир” всегда существовал. Более чувствительные среди букашек развили способность воспринимать электромагнитные волны, посылаемые им с Земли, и заметили, что эти волны приводят в действие некоторые приборы на корабле. “Есть основание предполагать, — заявляют они, — что кто-то за нами следит, о нас заботится и управляет нашим кораблем.” — “Мистификация! — возмущаются другие. — Аппараты действуют по известным всем законам. Никакие таинственные, потусторонние волны не существуют. Все это вам мерещится.”

Текут столетия … а букашки всё спорят между собой: существует ли разум “где-то там,” пекущийся о их благе, или законы их чудного корабля самобытны и вечны.