Kniga Nr1090

Само возникновение мира с его замечательными законами, предусматривающими развитие жизни — величайшее чудо! Всякое чудо, в силу своего сверхъестественного происхождения, в принципе или необъяснимо или настолько маловероятно, что граничит с невозможностью. Христианская вера зиждется на непрерывном потоке необъяснимых событий, которые в своей совокупности указывают на бытие единого премудрого и благого Бога.

Мнение, что мир всегда существовал, как предполагали ученые и философы прежних времен, опровергается современной космологией. Мир явился во времени, приблизительно 15 миллиардов лет назад, и вместе с ним стало развиваться наше трехмерное пространство и время. О появлении мира во времени однозначно учит Священное Писание. Возможность случайного возникновения мира путем, скажем, квантового колебания вечно существующего вакуума — ничего не объясняет, потому что случайность предполагает наличие чего-то существующего. Например, брошенная монета может показать “орел” или “решку,” но если нет самой монеты, то не случится ни то, ни другое.

Чудо — это вмешательство Бога в естественный ход событий, оно — акт Его всемогущества. До известного момента события развивались по законам необходимости, и вдруг, привели к неожиданному исходу. Ветхозаветная история Израиля и новозаветная история Церкви наполнены чудесными событиями — в особенности период земной жизни Иисуса Христа, Который своим словом исцелял любую болезнь, изгонял демонов, умножал хлебы, воду превратил в вино, ходил по водам, укрощал бурю, воскрешал мертвых, предсказывал будущее ... Его воплощение и воскресение — величайшие чудеса.

И вот парадокс: при всем обилии чудес, которыми насыщена история человечества, нигде не оставлено вещественных доказательств вмешательства божественной воли. Очевидно, Бог скрывает Себя от пытливого взора и не позволяет “проверить” Себя. Он ждет нашей веры.

Приведем несколько примеров.

1. Спасаясь от своих поработителей, еврейские племена, водимые пророком Моисеем, подошли к берегу Красного моря. На колесницах за ними гналась египетская армия. Бежать дальше некуда: вот-вот их или истребят, или снова превратят в рабов. Но наступал вечер. Египетская армия неподалеку расположилась переночевать. Евреи с тревогой ждали утра, а пророк Моисей взывал к Богу о помощи. И вот подул ветер, который к утру отогнал воду, которая, очевидно, в том месте была неглубокой. Пророк Моисей по сухому дну повел народ на противоположный берег. Египтяне сначала растерялись, но потом все же погнались за убегающими. И тут-то случилось нечто неожиданное: они еще были в середине моря, как воды хлынули назад, и вся армия погибла. Свидетелем этого чуда являются древние египетские колесницы, которые обнаружили на дне Красного моря.4 Конечно, ветер — вещь естественная — но как дивно он, спасая страждущих, погубил притеснителей. Это классический пример чуда! 5

2. Пророк Илия, живший за 750 лет до Р. Хр., за грех идолопоклонства наказал израильтян ужасной засухой. Целых три с половиной года на землю не упало ни капли дождя. Царь и народ вразумились и покаялись. Тогда пророк помолился Богу, и вскоре пошел проливной дождь. Но как доказать неверующему, что — то было чудом, а не естественным событием? 6

3. Когда Господь Иисус Христос исцелил слепорожденного в Иерусалиме, Он не оставил в тканях бывшего слепого какой-то явной “пометки” или “подписи,” что именно в такой-то день и час Он залечил такие-то поврежденные зрительные нервы, после чего поступающие зрительные впечатления стали передаваться в мозг. Если тогда пригласили бы врачей-хирургов, которые обследовали зрительные органы исцеленного, они никаких очевидных следов божественного прикосновения не нашли бы. Они могли лишь констатировать факт, что до известного момента зрительные органы слепорожденного были повреждены, а потом вдруг стали действовать.7 “Да... случай редчайший и необъяснимый… Замечательна способность человеческого тела лечить себя!”

4. Когда русские люди в дореволюционные годы стали отступать от веры и увлекаться материализмом, Господь попустил коммунистам поработить Россию. Никто не ожидал пришествия этого чудовищного режима. “Власть валялась на дороге, и мы ее подобрали,” — говорил Ленин. После 70 лет “вавилонского пленения” русские люди начали возвращаться к вере, и Господь, умилосердившись над ними, сверг богоборческую власть. Буквально с одного дня на другой пал и рассыпался, как карточный домик, тоталитарный режим — без войны, без кровопролитного восстания и без иностранной помощи. Не исполнение ли это предсказаний русских дореволюционных праведников? С падением богоборческого режима началось духовное возрождение России. Но как доказать, что тут чудо, а не результат естественных социально-экономических процессов?

В том-то особенность почти что каждого чуда: оно выглядит, как вполне естественное и в то же время маловероятное событие. Важно обратить внимание на то, что истинное чудо всегда преследует духовную пользу человека. Этим оно существенно отличается от обычных случайностей, от фокусов и от ложных, демонических “чудес.”

Чудеса остаются недоказуемыми по воле Божией, Который не хочет очевидностью подавлять человеческой воли. Неверие иудейских книжников не поколебало даже воскрешение Лазаря, тело которого уже начало смердеть от разложения. Не попытались они убедиться и в воскресении Христовом, хотя легко могли проверить это событие.

Из подобных примеров явствует, что бесполезно доказывать неверующему, что появление мира, животных и человека на Земле совершено волей Творца. Бог скрывает Себя от гордого и близорукого разума, совершая Свои дивные дела без пафоса, без очевидных доказательств, часто используя созданные Им законы природы или сложившиеся обстоятельства — что-то в них ускоряя, другое тормозя, третьему давая неожиданный толчок.

Подобным образом и Сын Божий, слава Которого неприступна ангельскому взору, тихо пришел в наш мир — без раскатов грома и без подобающей торжественности. Он родился от скромной Девы, в самой убогой обстановке, а в конце Своего земного служения, воскреснув из мертвых, Он тихо покинул свою гробницу, не нарушая её печатей. Все Его чудеса, даже самые великие, были овеяны смиренной тишиной с нежным снисхождением к страждущим. Иисус Христос не хотел подавлять слушателей Своим всемогуществом, а стремился словом любви привлекать заблудившихся к праведной жизни. Только очами веры люди прозревали тайну Его божества. Для большинства же, погрязших в суете жизни, Он представлялся нищим проповедником, нарушителем Моисеева закона, другом мытарей и грешников… (Мат. 11:19).