Kniga Nr1114

Китайский имперский декрет от 20 сентября 1906 г. бойко объявил об искоренении опиума в десятилетний срок. Закрывались опиумные притоны и магазины с принадлежностями для курения, отзывались иностранные концессии на действующие в Шанхае 1600 курилен; среди прочих курильщиков особенно строгому лечению должны были подвергнуться дворяне и должностные лица. Ежегодно на десятую часть планировалось уменьшить экспорт Британского опиума, на девятую - культивирование мака в Китае. Подавление культивирования проводилось наспех, при помощи военной силы, и также небрежно, буквально с закрытыми глазами, было освидетельствовано британской инспекцией.

Последствия международной договоренности о постепенном прекращении торговли и беспрецедентных мер, принятых китайским правительством, выглядели совершенно парадоксально. По окончании намеченного срока разразился безобразный скандал, уличивший псевдореформаторов в крупномасштабной спекуляции наркотиком. Над плодами десятилетних усилий китайского общества повис гигантский вопросительный знак. В конце концов, для смягчения народного гнева, правительство выдало 100 ящиков опиума в целях показательного уничтожения зла в присутствии представителей знати и гражданских организаций.

Торжественное сжигание "последнего ящика" в Шанхае произошло 25 января 1919 г. и имело чисто символическое значение. "Последние 15 лет были свидетелями переучреждения Китайской опиумной промышленности в обширном масштабе. Местное культивирование вместе с тем фактом, что Китай становился одним из лучших всемирных рынков с высокой насыщенностью наркотиками, создавали сеть гораздо более запутанную, чем являлась старая индийская торговля", - в 1934 году констатировала "Британская опиумная политика..."

Английский автор приписывает случившееся неимоверной дремучести китайского феодализма и наивному идеализму английских джентльменов из парламента, поверивших, что Китаю достаточно будет десятилетия, чтобы справится с последствиями столетней опиумной экспансии. Китайский историк клеймит империалистов, кровопийствовавших при помощи местных компрадоров вплоть до революции 1949 года. Косвенные факты и законы экономики указывают на завершение подспудных процессов формирования чудовищной монополии.

Такова предыстория Корпорации D.

4. Инструменты власти

Вторая мировая война ускорила деколонизацию. Западные страны оставляли свои империи, сохраняя незримое экономическое присутствие, благодаря инструментам власти, отшлифованным столетиями:

1. у власти оставалась местная элита - правящее меньшинство, имевшее "западное мировоззрение и идеалы, имплантированные в души и умы... при помощи воспитания и образования"18;

2. правительство опутывалось иностранными займами, которые не в состоянии было погасить;

3. масштабы совместного предпринимательства увеличивались вместе с долей иностранных партнеров;

4. на привилегированные должности в этих предприятиях приглашались родственники влиятельных людей;

5. метрополия тайно поддерживала этнические, религиозные и территориальные конфликты, способствующие раздробленности страны19. Таким образом, спустя десятилетие после обретения Индией Независимости, английские частные инвестиции даже возросли по сравнению с временами имперского господства. Однако в Китае Великобритания и США утратили влияние, получив удар в виде коммунистического режима. 24 февраля 1950 г. Чжоу Энь-Лай подписал указ о строжайшем запрете производства и курения опиума. Продавцы лишались гигантского рынка сбыта в самой населенной стране мира. Идеальный товар остро нуждался в новом place (месте продаж) и покупателях. Как всегда в истории, необыкновенно вовремя явилось открытие маркетинга, который вскоре был присоединен к основным инструментам управления.

Интенсивное развитие социологии и психологии в США с 20-х годов нашего века было связано с их укоренением в почве коммерции и политики. XX век, с его массовым производством и затоваренностью вынуждал искать новые способы торговли. Невозможность всучить ненужный товар поворачивала бизнес к изучению потребностей покупателя и производству товаров, им отвечающих. В свою очередь, такой лежалый товар как политика, финансируемая корпорациями, также нуждался в поддержке (покупке) избирателей.