Kniga Nr1122

Экология. Роберт Ранчи пишет, что "Новый век" использует неосознанную неудовлетворенность существующим

порядком вещей во вселенной и переносит акцент в область человеческого духа. Свое политическое выражение "Новый век" стремится найти в экологическом движении "зеленых"... Однако сами члены партии "зеленых" и их сторонники не являются поголовно "нововековцами"2. Опираясь на благоговейное отношение "зеленых" к окружающей природной среде, "Новый век" возводит это благоговение до уровня, который для многих "нововековцев" адекватен пантеизму. "Творение" и "природа" относятся к числу первостепенных факторов, занимающих ум каждого "нововековца". Налицо тенденция к персонификации природы - литература "Нового века" изобилует такими выражениями, как "мать-Земля", "благодатная Земля", и несмотря на то, что "нововековец" Дэвид Ик верит в альтернативное "божество", а Ширли Маклейн - в "бога внутри человека" (что типично для многих сторонников этого движения), во многих выступлениях, книгах и брошюрах "Нового века" ясно выражается идея присутствия бога во всем сущем (пантеизм).

Гомеопатия. Из гомеопатической медицины "Новый век" заимствует целый ряд вполне здравых идей, но переворачивает их таким образом, что они превращаются в навязчивую идею на грани культа человеческого тела. "Новый век" претендует на создание некоей целостной картины мира - путем устранения всех границ, религиозных и национальных, и концепции личности - соединения разума, тела и духа в некоем "целостном индивидууме". Необычайно велик интерес "Нового века" к альтернативной медицине, различным формам терапии и псевдопсихологии. Налицо стремление поддерживать связь с теми могущественными силами Вселенной, которые исключаются либо осуждаются иудейско-христианской традицией. В числе этих сил энергия "биолиний" - концепция, заимствованная из примитивных религий и мира спиритизма.

Индуизм. Из индуизма "Новый век" заимствует идею перевоплощения и методы медитации: перевоплощение лишает всякого смысла понятия греха и суда, предлагая множество жизней для исправления негативной "кармы". Различные же методы медитации используются для того, чтобы сделать разум "вакантным местом". Важное место в "Новом веке" занимают

трансцендентная медитация Махариши Махеш Йоги и экстра-сенсорика Вернера Эрхарда.

Буддизм. У буддизма "Новый век" заимствует отказ от Бога в пользу "бога внутри каждого человека", призывая стремиться к раскрытию ("освещению") этого "бога".

Эволюция. Эволюционная концепция лежит в основе всей литературы "Нового века". "Новый век" принимает концепцию Дарвина, приспосабливая ее к идее о том, что элита способна эволюционировать до более высокого уровня. В этом состоянии элитарные "просвещенные" могут обладать определенным преимуществом перед другими людьми, в основном в сфере психических возможностей.

Спиритизм. Из спиритизма "Новый век" заимствует настолько много, что ряд авторов рассматривают названное движение просто как последнюю модификацию этого древнего культа. Безусловно, многие из заимствованных "Новым веком" идей использованы для обоснования проникновения в мир духов, оккультизм. Но, как и в других случаях, терминология "Нового века" несколько отличается от той, которую использовали его предшественники. Приверженцы "Нового века" выдвигают идею о том, что живые "просвещенные" становятся "контакте-рами" (не медиумами) для умерших "просвещенных", "наставников". Контактеры - это "более высокая ступенька оккультной лестницы в сравнении с медиумами. По утверждению контактеров, их тела используются "существами" или духами из другого измерения"3.

Сатанизм и колдовство. Поскольку "Новый век" выдвигает идею о том, что человек может и должен быть "одержим" духом или духами и что он может и должен своей жизнью служить одному или нескольким духам, можно смело говорить, что "Новый век" отдает дань сатанизму. И до тех пор, пока "Новый век", основываясь на посылке "ты - бог", утверждает, что в поведении человека не должно быть сдерживающих факторов, если это удобно индивидууму или группе, нужно говорить о причастности "Нового века" и к колдовству.

"Новизна" "Нового века" проявляется в терминологии и других формах его деятельности, но, по сути, это древняя практика, такая же древняя, как восточные религии индуизм и

буддизм, западный оккультизм и мистические оракулы древней Греции и Египта. ""Новый век" просто переводит теорию перевоплощения на язык западной гуманистической психологии, науки и технологии"4. Вполне вероятно, что, в силу своей связи с астрологией, этот культ также может быть историческим звеном, связывающим практику шумерской, халдейской, вавилонской и персидской религий5.

Основные верования

Теперь, когда мы имеем представление о пестрой природе "Нового века", о многочисленных источниках, из которых заимствованы его верования, о его разнообразных формах проявления и фазах, попытаемся кратко перечислить основные положения вероучения "Нового века". Я основывался на материалах многочисленных бесед с "нововековцами" (некоторые из них имели место еще до середины семидесятых годов, когда термин "Новый век" еще не был широко известен; большинство же этих бесед относится к концу восьмидесятых - началу девяностых годов) и литературы "Нового века", в том числе книг таких авторов, как Мерилин Фергюсон, Рут Монтгомери, Бенжамин Крим, Ширли Маклейн, Джейн Роберте, Дэвид Спенглер и Дэвид Ик6.

1. О Боге. Большинство авторов "Нового века" принимают буддистскую концепцию о "боге внутри нас". В литературе "зеленых нововековцев" встречается утверждение, что "бог присутствует во всем сущем" (пантеизм). "Меньшинство верит в то, что на вершине иерархической пирамиды "Нового века", составленной из "просвещенных" (наставников), находится "божество". Бога не существует, и в то же время окружающее сущее есть Бог и существует только лишь Бог и ничего, кроме Бога. А поскольку все сущее есть Бог, то Бога нет"7.