Kniga Nr1122

Спиритизм. Из спиритизма "Новый век" заимствует настолько много, что ряд авторов рассматривают названное движение просто как последнюю модификацию этого древнего культа. Безусловно, многие из заимствованных "Новым веком" идей использованы для обоснования проникновения в мир духов, оккультизм. Но, как и в других случаях, терминология "Нового века" несколько отличается от той, которую использовали его предшественники. Приверженцы "Нового века" выдвигают идею о том, что живые "просвещенные" становятся "контакте-рами" (не медиумами) для умерших "просвещенных", "наставников". Контактеры - это "более высокая ступенька оккультной лестницы в сравнении с медиумами. По утверждению контактеров, их тела используются "существами" или духами из другого измерения"3.

Сатанизм и колдовство. Поскольку "Новый век" выдвигает идею о том, что человек может и должен быть "одержим" духом или духами и что он может и должен своей жизнью служить одному или нескольким духам, можно смело говорить, что "Новый век" отдает дань сатанизму. И до тех пор, пока "Новый век", основываясь на посылке "ты - бог", утверждает, что в поведении человека не должно быть сдерживающих факторов, если это удобно индивидууму или группе, нужно говорить о причастности "Нового века" и к колдовству.

"Новизна" "Нового века" проявляется в терминологии и других формах его деятельности, но, по сути, это древняя практика, такая же древняя, как восточные религии индуизм и

буддизм, западный оккультизм и мистические оракулы древней Греции и Египта. ""Новый век" просто переводит теорию перевоплощения на язык западной гуманистической психологии, науки и технологии"4. Вполне вероятно, что, в силу своей связи с астрологией, этот культ также может быть историческим звеном, связывающим практику шумерской, халдейской, вавилонской и персидской религий5.

Основные верования

Теперь, когда мы имеем представление о пестрой природе "Нового века", о многочисленных источниках, из которых заимствованы его верования, о его разнообразных формах проявления и фазах, попытаемся кратко перечислить основные положения вероучения "Нового века". Я основывался на материалах многочисленных бесед с "нововековцами" (некоторые из них имели место еще до середины семидесятых годов, когда термин "Новый век" еще не был широко известен; большинство же этих бесед относится к концу восьмидесятых - началу девяностых годов) и литературы "Нового века", в том числе книг таких авторов, как Мерилин Фергюсон, Рут Монтгомери, Бенжамин Крим, Ширли Маклейн, Джейн Роберте, Дэвид Спенглер и Дэвид Ик6.

1. О Боге. Большинство авторов "Нового века" принимают буддистскую концепцию о "боге внутри нас". В литературе "зеленых нововековцев" встречается утверждение, что "бог присутствует во всем сущем" (пантеизм). "Меньшинство верит в то, что на вершине иерархической пирамиды "Нового века", составленной из "просвещенных" (наставников), находится "божество". Бога не существует, и в то же время окружающее сущее есть Бог и существует только лишь Бог и ничего, кроме Бога. А поскольку все сущее есть Бог, то Бога нет"7.

2. О Христе. У "нововековцев" термин "Христос" используется как синоним "наставника". Это означает, что есть много христов/наставников - ныне умерших "просвещенных" прошлых веков. Приверженцы "Нового века" считают, что Иисус один из многих христов, которому была свойственна "грешная природа", но Он, в конечном итоге, смог подняться до совершенства. Дэвид Спенглер писал: "Иисус завоевал звание

христа огромными жизненными усилиями". Он также говорит о Христе как о примере, как о "модели Христа".

3. Об искуплении. Большинство христиан верят в то, что Иисус совершенный, единородный Сын Божий - умер на кресте за грехи человечества. Богословы называют это "заместительной смертью". Апологеты "Нового века" подвергают активным нападкам концепцию заместительной смерти Христа, искупления кровью, называя ее "примитивной идеей". Бог не стал. бы утверждают они - возлагать грехи мира на плечи Своего безгрешного Сына. Если концепция "спасения" и встречается в "нововековской" литературе, то лишь в виде утверждения, что это состояние, которого можно достигнуть совершенной, просвещенной жизнью. Концепция незаслуженного нами прощения (благодати) чужда "Новому веку".

4. О человеке. По концепции "Нового века" человек по своей натуре, в общем-то, добр, но его сегодняшняя карма находится лишь на пути к истинной самореализации, к добру. Человек несет ответственность за те обстоятельства, в которых он живет в настоящее время и в которых он будет жить в будущем.

5. О смерти. Смерти нет; есть лишь вечный цикл перевоплощений, управляемый законом кармы.

6. О грехе и суде. У "Нового века" нет таких понятий, их лишило смысла перевоплощение. Если в нынешней жизни обстоятельства человека определяются "негативной кармой", то это положение может быть исправлено в будущем перевоплощении. Поскольку "бог внутри" человека, то человек в значительной мере способен сам определять, что для него добро, а что зло.

7. О мире. Мировоззрение "нововековцев" монистическое (все сущее едино) или пантеистическое (все есть бог). Единство всего сущего называется "конечной реальностью". Мир и зло не входят в эту реальность. Фундаментальная идея "Нового века": "все сущее едино", так пишет Дуглас Грутиус в своей книге "Снимая маску с "Нового века"". "Она пронизывает это движение в самых различных его проявлениях - от холистической концепции здоровья до новой физики, от политики до надличностной психологии, от восточных религий до оккультизма... Добро и зло, в сущности, одно и то же". Влияние монизма на современное мышление американцев таково, что Г. Дж. Берри заметил: