Orthodoxy and modernity. Digital Library

Сугубое торжество

Прихожане и богомольцы кафедрального храма в Буэнос-Айресе были участниками сугубого торжества, присутствуя на богослужении в новом Кафедральном соборе в праздник Пятидесятницы: с одной стороны большой праздник Пресвятой Троицы или Сошествия Святого Духа на Апостолов, а с другой стороны — Богослужение в новом Кафедральном соборе. Эти два церковных события наполнили неземною радостью верующие сердца русских людей, сошедшихся в этот день на молитву в соборе.

"Радостно было сознавать,— пишет Е. Гондобина в "Русском слове", — что первая Божественная литургия в нашем собственном новом кафедральном соборе совпадает именно с этим Праздником, что от ныне все Богослужения будут совершаться в этом храме и что никто теперь не сможет воспрепятствовать этому. Как и следовало ожидать наш собор был переполнен молящимися. На всех лицах светились радостные улыбки. Все поздравляли друг друга — "с новосельем". Те же чувства угадывали мы и у клира, что выявлялось в большом молитвенном подъёме и высокой торжественности Богослужения. Особенно проникновенно звучали молитвы, слившие в одном благоговейном порыве духовенство и мирян".

"Среди молящихся удивительный шепот, — пишет В. Шапкин в той же газете, — Как красиво! Как много воздуха и света!" Действительно, высота собора при простоте архитектуры даёт впечатление почти огромности его, а особенно если принять во внимание привычку нашей эмиграции к подвалу, где временно размещался Кафедральный храм, либо к маленьким приходским церковкам. Одновременно — общее изумление: "…как могли так быстро построить такой собор?" Всякий по собственному опыту знает, что постройка маленького домика для своей семьи тянется около года. А собор был заложен 13 октября 1957 года и теперь мы уже в нём молимся. Да ещё нужно принять во внимание, что строить его начали совсем без денег, единственно с надеждой на помощь Божию, да на жертвенность русской православной эмиграции в Аргентине.

Вспоминается почти вопль старосты храма С. Д. Гегелашвили при встрече вновь прибывшего владыки епископа Афанасия, назначенного на аргентинскую кафедру после смерти архиепископа Иоасафа: "Владыко! Выведи нас из подвала этого!" И было от чего прийти в отчаяние. При ясном сознании необходимости строить собственный собор, царствовал крайний пессимизм, особенно после неудачной попытки что-то сделать в 1952 году. Владыка Афанасий не обманул возлагавшихся на него надежд, и вопль вывести кафедральный храм из наёмного подвала нашёл в нём отклик. Все местные пифии предрекали ему провал в этом, казалось, безнадёжном предприятии. Опять вспоминается, как некий, ну, скажем, сеньор жестоко раскритиковал владыку Афанасия на собрании, созванном для обсуждения вопроса о постройке собора, за проект, лишённый по его словам, самой элементарной серьёзности. Но… "Разум разумных отвергну", — сказал Господь устами пророка, и злопыхающие мудрецы остались посрамлёнными". Со дня сошествия Святого Духа на Апостолов Христовых благодать Божия постоянно пребывает в Церкви Православной. Через молитвы верующих Господь Бог посылает дары Духа Святого на них. Мы веруем, что одним из даров Божиих для православных русских в Буэнос-Айресе есть сооружение в кратчайший срок собственного Кафедрального собора".

Духовный кризис эмиграции, 1962 г.

Всякая эмиграция, оторванная на долгое время от родины, переживала глубокий духовный кризис, в результате которого она теряла своё национальное лицо и ассимилировалась с той средой, в которой жила. Процесс ассимиляции приводил её к полной или частичной денационализации. Так было некогда с эмиграцией французской, польской, а ныне происходит с российской. За рубежом такое явление вполне закономерно и естественно. Любой организм растительный или животный, вырванный из родной стихии и перенесённый в чужую среду, по биологическим законам неминуемо приспосабливается к климату и условиям жизни, и в конечном итоге перерождается, утрачивая свои прирождённые специфические качества и приобретая новые свойства и склонности. В отношении людей этот процесс зависит от духовных качеств человека. Евреи напр., тысячелетиями сохраняют свою веру и национальность, а наши русские соотечественники в Австралии с первой эмиграции во втором уже поколении потеряли и одно и другое. Русские Ивановы стали Джонсонами, Пожарские — Паркерами при принятии ими австралийского гражданства. И этот произошло добровольно и сознательно, без всякого давления со стороны правительства. Дети Ивановых-Джонсонов стали уже вполне австралийцами, хотя коренные австралийцы не считали их своими. И кто может доискаться русского происхождения у таких Джонсонов и Паркеров, отказавшихся от своего первородства?

Такой же процесс денационализации с детьми эмиграции происходит во Франции, Германии, Англии, в Северной и Южной Америках. Почтенный протоиерей пишет из США следующее: "Молодёжь массами уходит из ограды церковной и отрясает прах родных традиций от ног своих".

На Пастырской конференции в св. Троицком монастыре в 1961 году, когда обсуждался вопрос о детях, об их обучении и их воцерковлении, о. Н. Степанов требовал не расходиться, пока не будет сделано всё возможное для спасения детей от денационализации. Он с пафосом обличения повторял слова пророка Осии: "Господу они изменили, потому что родили чужих детей".

Немного лучше обстоит дело у нас в Буэнос-Айресе. Вырастающие здесь дети плохо говорят по-русски. В существующих здесь русских субботних школах малому научаются, да и учиться не хотят. Родители к этому не понуждают и их школьных успехов не контролируют. Малышами ещё кое чему по-русски научаются, но подрастая всё забывают. Церковные молитвы полностью немногие знают, потому что не молятся дома. Многие не посещают храмов, не понимают и не знают православного Богослужения. В результате у нас скоро не будет церковных регентов, певчих, чтецов и священников из подрастающего поколения. Это трагедия Русской Зарубежной Церкви, трагедия вообще русской эмиграции.

Большое число русской молодёжи собирается для духовных бесед под руководством Архиепископа. Но далеко не вся русская молодежь. Значительный процент их ищет для себя развлечений на стороне, в аргентинской среде. А эта среда её денационализирует. Вопросом воспитания в православном и русском духе подрастающего поколения заботится больше всего наше духовенство: епископы и священники. Русские общественные организации об этом молчат. О молодёжи они не заботятся и ничего ей не дают положительного, воспитывающего. Зато устройством балов в запрещённое Церковью время развращают молодёжь, учат её своим примером не соблюдать законов Божиих и церковных. На предложение Епархиального Архиерея высказаться на общих приходских собраниях против устройства балов в постное время и под праздники только в двух приходах — и то лишь ничего незначащей формулой огорчения. Обмирщение большинства нашего общества захватило весьма широко и об воцерковлении его при таком настроении не приходится говорить.

Всё это свидетельствует, о духовном кризисе, которое переживает старшее поколение, что сильно отражается на молодежи. Религиозного подъёма не видно. Пока сохраняется лишь религиозная традиция, привычка, обычай, да и то не у всех. Архиепископ Аверкий в своём слове о покаянии указал на усиливающуюся беспечность в отношении религиозной жизни среди русского общества.