Orthodoxy and modernity. Digital Library

Он говорит: "А сколько теперь людей, которые желают исправить свою жизнь при помощи благодати Божией. Они столько перенесли всяких бедствий, так тяжело перестрадали, потеряв всё, что раньше имели, своих родных и близких, и даже лишившись своего Отечества и очутившись в чужих странах в изгнании".

"Казалось бы, им-то каяться по-настоящему. Но нет! Когда добросовестно исполняющие свой пастырский долг священники, искренно ревнующие о спасении их душ, горячо призывают их к образумлению и исправлению жизни, они зачастую не только не слушают их, а иногда даже ещё больше озлобляются сердцем, в неразумном ослеплении своём ещё углубляя ров своего греховного падения, и других увлекая за собой".

"Можно ли удивляться после этого, что впустую, звучат все их речи о борьбе с безбожными коммунистами, (от которых они, по своей почти богоборческой и антицерковной настроенности мало чем отличаются) и о спасении нашей Родины-России, и мы вот уже более 40 лет страждем на чужбине, без всякой реальной надежды когда-либо увидеть торжество правды Божией на ней"…

"Нам, православным русским людям, в переживаемое нами тяжкое время, требующее от нас исповедничества, преступно и греховно становиться предателями высокой, единственно облагораживающей нас идеи Святой Руси, в угоду карьере и корыстолюбивым целям и стремлениям отрекаться от своего православного и национального русского звания и имени, и подлаживаться к иностранцам и иноверцам, теряя своё лицо и сливаясь с окружающей средой, как это делают животные, называемые хамелеонами".

Из доклада Архиепископа Афанасия на Епархиальном собрании, 1967 г.

Наша церковно-приходская и епархиальная жизнь строится на твёрдых принципах каноничности и церковного порядка. Нарушение этих принципов или отступление от них приводит к измене Православию, к ереси, к церковной анархии и сектантству. Если церковная и личная жизнь каждого, проводимая в строгой каноничности и церковной законности, имеет конечной наградой вечное спасение души в Царстве Небесном, то отступление от каноничности и церковной законности приводит душу к вечной гибели в аду. Извечным врагом нашего спасения является дьявол, который, по учению святого апостола Петра, ходит, как лев, ища кого поглотить (1 Петр. 5:8). Главной задачей дьявола является не только противление Богу, но и приведение к гибели человеческих душ, к лишению их Царства Небесного, предназначенного для людей Божиих. Свою власть и силу дьявол осуществляет на земле через людей грешных и недостойных, которые по тяжким грехам своим лишились благодатных даров Духа Святого, укрепляющего и спасающего верных чад Церкви Христовой.

Святой апостол Иоанн Богослов в своём послании пишет, что кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил (1 Иоан. 3:8). Отсюда должно быть понятно, что дьявол вводит людей в грех и этим достигает своей цели. Приведя человека в греховное состояние и через грех лишая его укрепляющей и спасающей благодати Божией, дьявол делает его своим орудием, послушным рабом, в исполнении злой дьявольской воли. Через такого человека или через таких людей сеет вражду в христианском обществе, в христианской семье, во взаимных отношениях людей, действуя на волю отдельных лиц. Если вражда и ссоры умножились ныне в нашем обществе, то это свидетельствует о том, что люди стали много и тяжело грешить, вследствие чего ослабели вера и благочестие в народе, приходе, семье и отдельном человеке. Без веры и благочестия, оставшись с одними грехами, каждый грешник становится послушным слугой дьявола, выполняя его злую волю как своё личное желание. Отсюда происходят обиды, огорчения, озлобления, вражда, ненависть и всякое зло.

Святой апостол Иоанн Богослов поучает нас, что есть дети Божии и дети дьявола (1 Иоан. 3:10). Кто перестал быть в жизни благочестивым, тот лишился благодати Божией и перестал быть чадом Божиим. Такой человек, если не оплакивает своих грехов и не ищет у Бога прощения их, а пребывает в них и дальше грешит, такой грешник становится сыном дьявола. Так мы понимаем слова святого Апостола.

Без благодати Божией человек не может спастись своими собственными силами. Спасающая благодать даётся верующим в Церкви Христовой и через таинства Церкви. Пребывающий в Церкви Православной Христовой и живущий по закону Божию спасается от действия дьявола благодатью Божией. Но в истинной Церкви Христовой, по установлению её Божественного Основателя Иисуса Христа, трудятся над спасением человеческих душ Епископы, как благодатные приемники святых Апостолов, и священники, как помощники Епископов и соработники в деле спасения людей. Им Господь вверил спасать людей и руководить ими по пути в Царство Небесное. Эти Епископы и их помощники — пресвитеры являются вдохновителями на всякое спасительное дело и устроителями, как всей Церкви, так и малых церквей — приходов. С них-то Господь спросит ответа за судьбы Церкви, за судьбы приходов, за судьбы отдельных лиц — своих прихожан. Ответственность Епископов и Пресвитеров перед Богом очень велика — её можно себе только представить. Не только за самих себя, за своё поведение и за свою жизнь они отвечают перед Богом, но и за поведение вверенных им чад Божьих. Горе им, если они своим поведением или своей зазорной жизнью соблазнили кого-то из этих людей, которых на церковном языке мы называем "малых сих" — ответственность перед Богом ещё более увеличивается. Под бдительным руководством Архипастырей и пастырей верующие объединяются в молитве, в Богослужении, в жизни и в работе духовной над спасением своих душ.

Это объединение верующих мы называем приходом или церковной общиной. Члены прихода, проводя жизнь свою сообразно с требованиями Церкви и в послушании церковным законам, восходят к Богу, получают дары Духа Святого в таинствах, в молитвах, в священнодействиях через посредство священнослужителей благодатных, канонически поставленных, имеющих апостольскую преемственность. Под духовным водительством таких пастырей легко достигается цель нашей земной жизни — вечная жизнь в раю. Таков идеал христианской жизни в Церкви Православной. И этот идеал соблюдался на Руси искони, поэтому русский народ считался самым благочестивым народом в мире. Но там, где есть благочестие, где процветает христианская жизнь, там усиленно работает дьявол. Дьявольская работа в России среди русского народа увенчалась успехом: слуги дьявола разрушили Церковь, но не до конца; убили епископов, священников, монахов и миллионы верующих людей. Однако в этой разрушительной работе дьявол обманулся: убиенные и умученные за Христа наполнили Небесные чертоги и пребывают с Богом, избегши вечных мучений в преисподней. Дьяволу удалось исковеркать душу благочестивых русских людей, но не удалось убить веру в Бога. Мы не говорим о множестве безбожников, продавших свою душу дьяволу и приготовивших себе вечные мучения. Мы говорим о верующем народе, который исчисляется миллионами, сохраняющем веру православную в чистоте и живущем в благочестии и подвигах веры. Этот народ спасает свою душу от козней дьявола и устоит в правде Божией до конца.

О том, как протекает религиозная жизнь на нашей родине, более или менее мы знаем. Но нашей задачей сегодня является не об этом говорить, а о нашей церковной жизни в эмиграции. На эту тему найдётся мало утешительного материала. Дьявол работает среди наших соотечественников с большим успехом. В дьявольской работе первыми и главными жертвами сделались Епископы нашей Русской Церкви Заграницей. На них, на святителей Церкви Христовой, направлено всё оружие дьявола. Не остаются в покое и священники, особенно более деятельные на ниве Христовой. Дьявол ведёт свою злую работу через своих слуг из людей нашей среды, из нашего общества, пусть даже на вид религиозных, но в делах своих и поведении далеких от религиозности. Дьявол находит себе слуг среди ложно религиозных людей или среди лицемеров, которых вводит в духовную прелесть или духовную гордость. Лицемерие и духовная прелесть противны Господу. Лицемеры и прелестники суть слуги дьявола по своему настроению и душевному состоянию. В последние годы, чего раньше не было, ведётся усиленная атака на наших Епископов Зарубежной Церкви. Атака ведётся русскими же, которые выступают против Архиереев под предлогом защиты правды, но не известно какой. На Соборе Епископов в прошлом году обсуждался вопрос относительно враждебной агитации против нашего Епископа и сделаны соответствующие постановления. Но какое значение или какую силу имеют эти постановления для людей, предавшихся дьяволу и исполняющих волю его. Для этих людей удерживающим началом может быть полицейская власть, но в распоряжении наших Епископов такой власти нет. Поэтому враги ведут свою разрушительную работу совершенно безнаказанно всеми доступными им средствами: клеветой, ложью и прочее. По поводу ведущейся кампании против Епископата Зарубежной Церкви Митрополит Филарет говорил в своём слове на общественном собрании в Нью-Йорке следующее:

"Уже порядочно времени тому назад появился и широко распространился документ, под которым никто из его авторов не подписал своего имени, но который по своему существу является обвинительным актом против всего Епископата нашей Церкви… Но увы, на упомянутом документе дело не кончилось — и вот теперь, во время работы Собора, всеми нами была получена новая брошюра, о которой можно сказать старинную русскую поговорку: "Бумага всё терпит". Приходится терпеть и эту брошюру. Лично я, — говорит Митрополит, — во всей истории Зарубежной Церкви за 50 лет её существования ещё не видел документа или книги такой наглости, такой распоясанности, такого печатного безобразия, каким отличается эта брошюра. По существу эта брошюра есть плевок в лицо почти всем Епископам. И я должен прямо сказать, что если бы вдруг оказалось, что так мыслящие и говорящие составили бы большинство нашей паствы, то они, вероятно, услышали бы от своих Архипастырей: "..мы уходим от вас — и отрясаем прах от ног наших, как повелел Господь". Мы знаем, что мы грешные люди, и не оправдываем своих греховных падений, но не забывайте, что грехи наши при нас, а благодать наша с вами. Если мы от вас уйдём, то с нами уйдёт и благодать, и останетесь вы пустыми и безблагодатными, и никто вам не поможет. Куда бы не бросились вы, в какие бы "юрисдикции" не переходили, но после такого страшного дела, вы погибнете духовно, если не опомнитесь, не покаетесь и не вернётесь с покаянием к своим Архипастырям. Не помогут вам никакие "юрисдикции", потому что перед Божьей Правдой, перед Христом Спасителем вы окажетесь отступниками, ибо он Сам сказал: "Отвергающийся вас — Меня отвергается, а отвергающий Меня, отвергает Пославшего Меня". Конечно, — говорит Митрополит, — это сказано мною условно, если бы такие оказались в большинстве. Но кричат и бранятся, собственно говоря, немногие, желающие своё малое число покрыть большим шумом. Знаем мы и то, что среди них есть вообще и честные, порядочные люди, которые, к сожалению, не видят того, что они оказались на поводу у той силы, которая ищет только разрушения.

Нельзя забывать того, что наша Зарубежная Церковь — единственная, которая свободно говорит о правде и эту правду возглашает пред всем миром. Поэтому совершенно несомненно, что все адские силы устремились сейчас на нашу страждущую распятую Зарубежную Церковь. Врата ада не одолеют Церкви — мы знаем это обетование Её Божественного Основателя, но нападают они на неё злобно, коварно и непрестанно. Но я хотел бы, — говорит Митрополит, — в заключение своего слова, обращаясь от себя и от лица всех Архипастырей к нашей пастве сказать ей: "Поддержите нас! Мы ждём отклика и поддержки от вас… Мы, ваши обруганные и оболганные Архипастыри, надеемся, что наша паства нас защитит".