Orthodoxy and modernity. Digital Library
Пасхальное послание, 1957 Преосвященного Епископа Афанасия
аргентинской, парагвайской и уругвайской пастве
Христос Воскресе!
"Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом" (1 Петра 3: 18).
"Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего" (2 Коринф. 5:15).
Господь наш Иисус Христос пострадал и воскрес от гроба за весь мир, за всех людей, чтобы Своею пречистою Кровью всех привести ко спасению. Он воскрес, чтобы через веру в него все сделались сынами Божьими (Галат. 3:26; Иоанн, 1:12). Поэтому весь христианский мир так радостно прославляет Воскресшего Господа, поэтому Пасха Христова является величайшим христианским праздником. По счастливому совпадению в этом году все Христианские Церкви вместе празднуют "Сей нареченный и святой день, праздников праздник и торжество из торжеств" — "Пасху Божию спасительную, двери райские нам отверзающую". В этот праздник более, чем в иное время, чувствуется общность веры у всех христиан, несмотря на их вероисповедные расхождения.
Все века христианские народы Востока и Запада ежегодно торжественно празднуют Воскресение Христово. Каждый по-своему выражает радость по этому поводу. Но из всех народов русский народ наиболее глубоко воспринял радость веры в Воскресшего Господа. Он вложил в празднование Пасхи столько духовного восторга и столько искренней веры, что она переходит порою как бы в видение. Пасхальная радость заполняла всю его душу, охватывала всё его существо. Воскресший Христос Жизнодавец был для него поистине "Путь, и Истина и Жизнь" (Иоанн 14:6).
Живое ощущение Воскресения Христа так глубоко укоренилось в душе русских людей, что не притупилось и до ныне, несмотря на тяжёлые условия многолетнего террора и запуганности в Советском Союзе. Антирелигиозная пропаганда и безбожное воспитание юношества не уничтожили целиком живой веры в Бога. Неизжитое сокровище веры православной является главным средостением между верующим народом и коммунистической властью.
В эмиграции исповедание Воскресшего Христа не знает препятствий извне, поэтому является оно повсеместно с большим духовным подъёмом и радостным пасхальным настроением. В Светлую ночь Пасхи все наши храмы заполняются ликующим народом, и стены их оглашаются мощным торжествующим пением. Это свидетельствует о том, что Пасха Христова продолжает быть источником духовной силы и нравственного воодушевления для русских людей в рассеянии сущих.
И это религиозное чувство в русском народе воспитала Православная Церковь. Веками она питала его духовной пищей, освящала благодатью Духа Святого через таинства священнодействия, укрепляла его в единстве веры православной, в познании Сына Божия, приводя его в мужа совершенна и в меру возраста Христова, по образному выражению святого Апостола Павла (Ефес. 4:13).
Православная Русская Церковь всегда была верной сестрой Поместных Православных Церквей, которые все вместе составляют Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, именуемую Вселенской. В составе Вселенской Православной Церкви она развивалась столетиями, вырабатывала свои особенности и создавала собственные национальные формы: свою традицию, свою церковную идеологию, свои богослужебные чины и обряды, свой церковный язык, свои праздники, свой Месяцеслов святых Угодников Божиих, в земле Российской просиявших. Русский хотел славить Бога по своему собственному разумению.
Православие теснейшим образом срослось с нашим народом, стало его неотъемлемой частью, его живою душой . Русский народ горячо был предан своей вере православной и жертвенно отдавал жизнь свою за неё. " За веру святую, за Русь православную!" — был его клич боевой с древнейших времён. Православная Русская Церковь сияла чистотою своего учения, отличалась высоким благочестием, получившим название: "русское благочестие", славилась на весь мир богословской учёностью. Русские многочисленные духовные семинарии и четыре духовные академии: Петербургская, Московская, Киевская и Казанская подготовляли кадры образованного духовенства не только для России, но и для других Православных Церквей в мире. В русских духовных академиях обучались православные греки, сиро-арабы, румыны, сербы и болгары, которые становились епископами или священниками у себя на родине и были хорошими работниками на ниве Христовой. Внутренние качества Русской Церкви создавали ей добрую славу. Авторитет её высоко стоял среди Православных Церквей не только славянских, но и не славянских.
Но всё это было в прошлом. Ныне положение изменилось в худшую сторону. Прежнее величие и слава Русской Церкви умалились вследствие неблагоприятных условий для её жизни и деятельности. Трагедия России пагубно отразилась на судьбе Русской Церкви. Воцарившийся на Русской земле безбожный коммунизм мобилизовал все свои силы на борьбу с нею. Случилось то, о чём писал за много лет до этого Ф. М. Достоевский: "Наши не просто становятся безбожниками: они пламенно веруют в атеизм, как бы в новую веру, никак и не замечая, что уверовали в нуль… Коль атеистом станет, то непременно начнёт требовать искоренения веры в Бога насилием, т. е., стало быть, мечом". Однако, по завету Христа Спасителя, "врата ада не одолеют Церкви" Христовой (Мф. 16:18). Она жива и будет жить до скончания века.
Тяжело страждет Православная Русская Церковь за границей, в странах русского рассеяния. Большие скорби и глубокие раны причиняют ей здесь осуетившиеся чада её, которые разорвали её единство и этим ослабили её силу и авторитет. В Русском зарубежье совершается тот грех, против которого выступал с обличением Апостол Павел в послании к коринфянам (1 Кор. 1:11-13). В церковной жизни Буэнос-Айреса в свое время произошли разделения по указанному Апостолом признаку. Пренебрегли единством Церкви и создали расколы на почве личной симпатии. Грех совершён тяжёлый. В Великом посту многие исповедались, но этот грех остаётся нераскаянным. В юрисдикционной вражде, забыли Воскресшего Христа, Который есть Бог любви и мира (2 Коринф. 13:11). Пред Своими голгофскими страданиями Господь молился, чтобы "все едино были" (Иоан. 17:21), но этой молитве не внемлет грешный мир. Наши призывы к единению всех православных русских людей в Аргентине вызывают озлобление и ожесточение у противников. Но мы верим и надеемся, что Господь смягчит озлобленные сердца и возвратит в единство церковное всех отпадших братьев наших.